Tuesday, September 3, 2013

Леках. Медовый кекс на Рош а-Шана

Сладкий медовый кекс в Рош а Шана -это важное блюдо на столе. Он символизирует нашу молитву о "хорошем и сладком годе". На идиш медовый кекс называется "Леках" - это символ всего хорошего, всяческих благ, которые предстоит получить человеку в будущем году. 
Я везде читаю, что Леках печется на праздничный стол в Рош а Шана. У нас было не так. Леках всегда пекли накануне Йом Кипура. Я уже писала, что чту семейный традиции и делаю так же. И вот, накануне Йом Кипура  мама нарезала еще чуть теплый Леках на кусочки и мы, дети разносили эти кусочки по всем родственникам и друзьям с пожеланием, которое я помню до сих пор (на идиш) 
"Дерлебн ибер а йор ун зайн гизунт", 
т.е. " Дожить до будущего года и быть здоровым". 
Причем традиция говорит, что от принесенного кусочка надо обязательно отломать немножко и вернуть с теми же пожеланиями. Я спрашивала у мамы, зачем это, ведь у каждого есть свой Леках и он передает родителям свой кусок с теми же пожеланиями. Мама мне объяснила: " А вдруг кто то не смог спечь Леках по разным причинам, например, болеет или еще что, как ему быть? И вот тут-то он и произнесет пожелание, отломав от принесенного кусочка". Какая мудрая традиция. Не надо говорить, как мы любили это занятие. Хоть рецепты были и похожи, но у всех Лекахи были немного разными, у кого-то с изюмом, у кого-то с кусочками мармелада внутри или что-то еще. Придумывали разное. Вот когда мы объедались!
Леках.


Добавлено 15.09.13г.
 Очень простой и легкий рецепт, проверенный годами.
3 яйца, 1 ст. сахара, 1 ст. меда, 1 ст. сметаны хорошо перемешать, добавить 1 ч.л. соды - погасить. Теперь постепенно  добавляем муку, все время перемешивая, чтобы тесто получилось как густая сметана. Форму смазываем маргарином, выливаем и выпекаем до готовности. Готовность проверяем деревянной палочкой.
К своему удивлению не нашла у себя фото Лекаха, хотя пеку его каждый год. Перед Йомкипуром спеку и обязательно будет фото.

Добавлено 15.09.13г.

 
Лешана това тикатеву!
(Пусть вам будет записано хорошее решение [суда Всевышнего] на следующий год!)



Алла Ланцман, автор и ведущая рубрики
"Ароматы еврейской кухни"

*******

1. Кухня наших бабушек
2. Праздничный стол
2.1. Рош а-Шана - правила и законы.
3. Соблюдаем кашрут
4. Быстрые блюда: 1. 2. 3.
5. Детские блюда: 1. 2. 3.
6. Фаршированная рыба: 12. 3. 45.
***************
Хотите предложить тему для обсуждения? Пишите свои предложения : Наши Адреса

**************************
Прочитали статью - нажмите на кнопочки под ней, расскажите о нас в социальных сетях:Твиттер, Фейсбук и "Гугль+". Спасибо. 

5 comments:

  1. Спасибо,Аллочка, легкий,не громоздкий рецепт.Обязательно попробую. Вообще,спасибо за все кулинарные советы.
    С благодарностью
    Зина Школьник

    ReplyDelete
    Replies
    1. Светлана - ЛеораSeptember 14, 2013 at 8:14 PM

      Попробовала сделать... Вышло ... Красиво ... Вкусно ...

      Часто буду делать... Рецепт - ! ! !

      Благодарна Алле Ланцман - ! ! !

      Delete
  2. Светлана - Леора Надельсон, ведущая одной из групп подруг Проекта Кешер в городе ХайфаSeptember 6, 2013 at 5:20 AM

    ПЕРЕДАЮ РЕЦЕПТ подруги моей подруги и друга нашей семьи, ЛАРИСЫ КОЙДИНОЙ (г. Хайфа), только что приславшей мне по имейлу данное послание ;

    "Larissa Koidin
    13:25 (1 час назад)

    кому: мне,
    בתאריך 5 בספט 2013 00:14, מאת "Alona Maizlin"
    Девчонки, все кому посылаю, знаю, любят готовить. Мама прислала мне рецепт лекаха, очень легкий и вкусный. Вчера попробовала, получилось неплохо. Быстро и со вкусом. Спешу поделится.
    Обнимаю,
    Шана Това,
    Алена

    Леках.
    5белков взбить с 1стаканом сахара.
    5желтков взбить с 3\4 стакана меда.
    Соединить.
    Добавить: 1\2 стакана подсолнечного масла,
    1ч.л.корицы,
    1ч.л. гвоздики,
    1\2ч.л. душистого перца,
    1ч.л. растворимого кофе,
    1,5 стакана муки с 2 ч.л.афкат офия(baking powder-Hebrew),
    соль,
    изюм. Изюм предварительно перемешать с мукой.

    Фсё! "

    ReplyDelete
    Replies
    1. Ни в коем случае не хочется подвергать сомнению данный рецепт. Я даже не сомневаюсь что Леках вкусный.
      Но...Когда мы только открывали эту рубрику один из первых комментариев был от Светланы Горячевой:
      "Хорошее начинание. Только пусть эти блюда будут ещё и полезными для здоровья и по минимуму жирными".
      Я полностью согласна со Светланой. Я уже много лет старюсь по минимуму жарить и по минимуму использовать жиры. И вот когда я в рецепте вижу 1\2 стакана подсолнечного масла, я тут же вспоминаю что 100 гр. подсолнечного масла - это 900 ккал, а 100 гр. сметаны - 160 ккал., Поэтому я всегда выбираю сметану, даже для салатов. Но мой рецепт Лекаха можно подавать только с молочными и рыбными блюдами, а вот Аленын - с иясными. Так что каждая хозяйка делает свой выбор.

      Delete
    2. Алла, какое важное напоминание о калорийности и сочетании продуктов. Жду начала нового раздела вашей рубрики - правила кашрута. Это необходимо.

      Delete