Раскаявшиеся и очистившиеся, прощенные и радостные евреи всего мира сразу же после Йом Киппура строят сукку. Это временное и непрочное жилище, призванное напоминать нам о трудностях Исхода (и о том, кто Истинный Хозяин всего в этом мире!), по традиции украшается, как будто это дворец. Зачем ветхий шалашик с дырявой крышей, сквозь которую видны звезды, мы обустраиваем так, будто собираемся жить там долго?
Мицвой предписано там есть и спать, делать то, что мы делаем в постоянных наших жилищах. Но пребываем мы там не одни: древняя мистическая традиция (Зогар 5:103б) учит нас, что каждый день празднования Суккота с нами будут разделять трапезу УШПИЗИН – Авраам, Ицхак, Яаков, Моше, Аарон, Иосиф и Давид - небесные гости. Обычаи некоторых общин (а вместе с ними и наш Проект Кешер) говорят нам о том, что и УШПИЗОТ (правда тут списки разнятся: одни общины включают наших праматерей и других героинь текстов, другие - семь Пророчиц, упомянутых в Танахе).
Большинство евреев делает для встречи этих дорогих гостей все, что можно! Однако я не встречала ни одного, кто бы их видел… Как же так? Кого обманывают эти люди: весь мир или себя? Уверена – никто ни кого не обманывает! Просто - как бы это поделикатнее выразиться - УМЕЕМ ЛИ МЫ ПРИГЛАШАТЬ так, чтобы к нам ХОТЕЛИ ПРИЙТИ?
Попробуем разобраться, насколько убедительна наша «азмана» (приглашение). Моих весьма небольших познаний в иврите хватает, чтобы услышать общий корень со словом «зман» (время). Когда мы приглашаем гостей, мы уделяем время подготовке этого визита, а они бросают свои дела и уделяют свое время нам. Мы их принимаем («лекабель»), а принятие, как мы помним из Шавуота, действие противоположное дарению, придающее ему смысл: что проку в подарке, если он никому не вручен. И тот, кто принимает наше приглашение, ОДАРЯЕТ нас своим временем и вниманием.
Мы тщательно готовим место для таких гостей – свои суккот, но ведь главное в науке гостеприимства не жилище, а хозяева! Мудрецы наши говорят нам «Hе смотри на сосуд, но на то, что в сосуде» (Пиркей Авот). «Сосуды»-то украшать мы научились, а что в сосуде – достойные ли мы уже собеседники для таких гостей, есть ли им о чем с нами поговорить? Они должны увидеть в нас некоторые качества, присущие им самим, чтобы наше общее празднование стало возможным.
Посмотрите на этих дорогих гостей в наших Священных текстах, взращивайте в себе гостеприимство и милосердие Авраама, бежавшего навстречу своим гостям, оказывавшего почет путникам. Если он, приходящий в первый день праздника, увидит это свойство, за ми подтянутся и остальные Небесный Гости (качества которых мы тоже изо всех сил постараемся перенять!)
Давайте же, украшая к празднику Сукку, научимся и нелегкой науке приглашения гостей: постараемся стать такими, чтобы им трудно было отказаться от нашего приглашения!
Пока Ушпизин еще на пути к нам грядущим, сделайте достойный праздник для родных и друзей – это хорошая практика для развития милосердия и щедрого гостеприимства! С праздником вас и ваших близких!
Валентина Томилина,
ведущая рубрики "Еврейское наследие"
*****ведущая рубрики "Еврейское наследие"
Статьи: "Заповеди Торы" "9 Ава" "Ав-Утешитель" "Ответственность" "Рош а-Шана" "Пост Гедальи" "Хешбон Нефеш" "Йом Кипур"
**********
Хотите предложить тему для обсуждения? Пишите свои предложения : Наши Адреса
**************************
Прочитали статью - нажмите на кнопочки под ней, расскажите о нас в социальных сетях:Твиттер, Фейсбук и "Гугль+". Спасибо.
Спасибо, Валюша!
ReplyDeleteВ этом году мы не посвящаем встречу празднованию Суккот. Хотели лишь благословить друг друга Лулав и перейти к другой теме.После такой замечательной статьи, я обязательно напомню участницам об Ушпизот.
Веселого праздника!
Людмила
С ума сойти! чему только я у вас не научусь - просто кладезь секретов простых вещей, о которых и не задумываешься. А жаль. Именно о простых вещать нужно думать очень серьезно. Должна сказать, что все эти мысли находят полную гармонию в моей душе. Именно так я понимаю гостеприимство.
ReplyDeleteДевочки, я думаю, что УШПИЗИН, как раз и объединяет всех наших небесных гостей (иначе, было бы ушпизим). Так что всякий раз, накрывая стол в суке, у нас есть вероятность встретитья с дорогими гостями праотцами, проматерями и пророчицами, другое дело, как нам деликатнейшим образом напомнила Валечка,"...«Hе смотри на сосуд, но на то, что в сосуде» –...достойные ли мы уже собеседники для таких гостей, есть ли им о чем с нами поговорить? Они должны увидеть в нас некоторые качества, присущие им самим, чтобы наше общее празднование стало возможным." Нучто ж, коль "место встречи" изменить нельзя, остается, в оставшее время, тщательнее готовиться к ней. Но, вполне возможно, что и в наше время есть те, кто к встрече готов. Тогда об этом мы обязательно узнаем!
ReplyDeleteС праздником вас, дорогие подруги!
Есть таковые, кто уже достоин, и в наше время, есть несомненно!!!! Только мы пока не дотягиваемся и до их уровня,оттого и дорожки наши не пересекаются, как говорят теперь "по жизни". Есть куда расти! Пошла готовиться к встречи с родными. С праздником!
ReplyDelete