Wednesday, August 28, 2013

"Семейные предания". Похоже не напрасно... История Ирины Черний



      В  шахтерском городке Алчевске, в семье известного адвоката Льва Бродского  (см. фото) подрастали дочки. Младшая – Валюша, общая любимица с красивым, нежным личиком, обрамленным пышными, ярко-рыжими кудрями, отличница, но не зубрилка! Читала она запоем, обожала классику, поэзию ("Евгения Онегина" она помнила наизусть до самой старости). Один из учителей в ее школе, будучи  большим любителем театра, организовал театральную студию. На школьной сцене ставились почти все пьесы русской и советской драматургии, благо, что еще до революции этот учитель служил костюмером у одного помещика и сумел сохранить у себя массу костюмов. Валя всегда играла ведущие роли, особенно любила те, в которых нужно было петь . Наставники и друзья прочили ей карьеру певицы, уговаривали поступать в консерваторию, но…     
 В  1937г., по чьему-то доносу отца арестовали.  Для семьи начались "черные дни".  Мать стала давать частные уроки. Валю – игнорировали. Долгое время не хотели принимать в комсомол. Все  это унижало  и  оскорбляло, но не подрывало веру в добро и правильность политики "родной" компартии. Как и  большинство людей в те годы, она понимала, что с ее папой произошла чудовищная ошибка, что там "на верху" скоро разберутся и его освободят.  Семья ждала его много лет,  не имея никаких вестей, но только в конце 90-х узнали, что отца
расстреляли через месяц после ареста…
             А в это время, в древнем городе Чернигове, в семье рабочего картонажной фабрики рос мальчик Володя, такой же разбишака,  как все его сверстники, любивший плавать, бегать, прыгать, спорить и мечтать о счастливой жизни. Родители с 5 лет заметили  у  него необычные музыкальные способности и отвели его к местному музыканту обучаться игре на скрипке. Но мальчишке совсем не хотелось играть скучные гаммы и этюды, в то время, когда  дворовая ребятня гоняла в футбол и уже собрали целую команду, которую так и назвали "Детская футбольная команда N1 по ул. Чехова"
              
     
             И все же,  по окончании школы,  Володя поступает в Харьковскую консерваторию по классу скрипки, а через три года его призывают в армию, в Монголию. Служба была суровой: повальная цинга косила солдат, не было продуктов, ели даже  " дохлых" лошадей.  Иногда родители  умудрялись присылать ему посылки с "книгами", которые только снаружи имели вид книги, на самом деле это были коробки с крышкой, в которые его мать ухитрялась  закладывать чеснок, лук, шерстяные носки. Позже Володя говорил, что если бы не служба в Монголии, он бы не смог так стойко противостоять всем тяготам войны, с которыми ему потом пришлось столкнуться на фронте.   Война для него началась  7 ноября 1941г. с  парада на Красной площади в Москве, с которого  он ушел воевать командиром взвода автоматчиков на Западный фронт, сразу же после окончания Сретенского  стрелково-минометного  училища (ускоренный выпуск).  Потом был Калининградский фронт. За ним III  Белорусский. Трижды тяжело ранен.  Награжден  двумя орденами  Красной звезды, медалями "За оборону Москвы", "За взятие Кенигсберга", "За победу над Германией" и др.
      

   … Валя (на снимке четвертая слева) о начале войны узнала через два дня после выпускного бала. Вместе с семьей она была  эвакуирована в Узбекистан – маму, сестру с  мужем расквартировали на станции Катаб,  Шахризацкого  района.  Валя  работала с утра до вечера , на равных,  со взрослым населением  и комбайнером  и библиотекарем, и учителем. Девятиклассники,  у которых она вела уроки географии,  любовно называли ее "Наша Валечка", а первоклашки бегали за своей  "наседкой", ревниво отталкивая  от нее друг друга.  Частенько,  среди  ночи всех поднимали по тревоге: на хлопковых плантациях горели бурты с хлопком.  Люди боролись с огнем ночь  на пролет, но пламя вспыхивало с новой силой в местах, где пожар, казалось  уже был потушен.  В тлеющих, огромных буртах очень трудно было загасить воспламеняющиеся то тут, то там новые очаги возгорания.  Как потом выяснилось, что  эти пожары устраивали диверсанты.
           В 1944г. Валя с семьей вернулась в Алчевск. Продолжила работу в школе, участвовала в  художественной самодеятельности. Закончилась война. Весной 1946г. в  городском дворце культуры шла оперетта  Кальмана "Сильва ", в главной  роли  была  дивноголосая  
 златовласка,  искрометная,  грациозно-порхающая по сцене Валя.   
  
В  какой-то миг  ее  словно заворожил  неотрывный взгляд  молодого человека, который сам оказался покоренным этим серебристым, нежным голосом  девушки. Она очаровала его с первой ноты и, как оказалось на всю жизнь!  Валюша тоже обратила внимание на молодого офицера,  совсем не похожего на окружающих ее ребят.  Старший  лейтенант  был  серьезен,  подтянут, подчеркнуто галантен, не фамильярничал прекрасно разбирался в музыке и по достоинству  оценил девушку.

                           Через две недели они расписались. 
              

 Через год у них родились близнецы – сын Толя и я, их дочь Ирина.   

Нелегко было поначалу. Не раз вызывали молодого офицера в особый отдел, пытаясь разузнать что-нибудь  о его сослуживцах, собрать с его помощью на них  компромат, но, как говорили его коллеги, он был честным  до абсурда, никогда не шел на компромисс  с совестью. Не раз ему задавали вопрос:  -  "Знаете ли вы, что отец вашей  избранницы - враг народа?!" На что он неизменно отвечал,  что  женат не на враге народа, а на очаровательной женщине,  которую любит больше жизни, а остальное его не интересует!  До сих пор не могу понять,  как  в  то(!) время ему,  молодому офицеру, еврею,  сходили с рук  подобные ответы?!  
Жили трудно, как и многие в эти послевоенные годы, да еще брат рос  хилым и болезненным,  в росте отставал от меня ( до 12 лет)  почти на целую голову. Когда он впервые  тяжело заболел,  мама забрала нас из яслей, оставила работу библиотекаря и всю себя посвятила нашему воспитанию. Папа в это время был командирован на учебу в Москву,  в институт военных дирижеров  при Московской консерватории. Это было в 1952г. и у меня сохранилась переписка родителей за этот период.
 Отец писал, как здорово,  что он опять попал в Москву, но теперь уже в мирное время;  что он счастлив был вторично во время парада на Красной площади увидеть Сталина;  что ему удалось побывать в Мавзолее;  попасть в Большой театр и в филармонию. День был настолько плотным, что многие не выдерживали такой нагрузки. После восьми часов занятий – четыре часа самоподготовки, строевая подготовка и т.д.                                           
Вот несколько отрывков  из его писем: "- нас подняли по тревоге  в 5ч. 40мин.  утра и объявили, что едем на аэродром на генеральную репетицию парада.  Мы стояли у импровизированной трибуны, в качестве наблюдателей. Самое главное, что я видел в пяти шагах от себя маршалов Советского Союза:  Буденного,  Василевского, Соколовского, Тимошенко, Кстати, парад будет принимать Тимошенко.  А Буденный - маленького роста, полный, с  большими усами, все время осматривал лошадей, покачивал головой и что-то  говорил командующему войсками. Наш сводный оркестр состоим из трех батальонов по 400 человек, всего 1200 музыкантов. Представить себе этот оркестр трудно, но что это за красота!...  Учиться очень трудно, занятия ведут профессора и доценты консерватории, много дают материала, а еще больше  требуют  знать.  Никакой самоподготовки не хватает, что бы подготовиться к занятиям. Приходится запираться на ключ и заниматься, если хочешь достичь результата."  Для студентов самым трудным было писать  музыкальные  диктанты,  многие старались просто  списывать,  не понимая,  что музыканту, а тем более дирижеру  со временем придется писать  партитуру для 
оркестра , что бы сделать любую  оранжировку  того или иного произведения. 
А мама писала ему, как мы все по нему скучаем . Как трудно жить на одну зарплату. Как
 постоянно растут цены на продукты, на бензин, на керосин, что наступили холода, а топить нечем – не завезли уголь и торф.           У Толика прохудились валеночки.  А у Ирочки  
совсем порвалась шапка и, что просто необходимо купить новые шубки детям, которые она присмотрела в военторге, но у нее не хватает денег.  И что ей приходится экономить на всем, что бы прокормить нас.                                                                              
                                                                                                                                                                                       Нам с Толиком было по 5 лет.  Мы уже читали и писали. Папа в каждом письме делал для нас "детскую страничку", где печатными буквами писал нам пожелания и наставления, иллюстрируя их смешными рисунками.
У нас был огромный двор, но девочек  там было только две: я и моя соседка за стенкой, остальные – мальчики. И моими друзьями стали друзья брата. Вместе мы таскали яблоки в соседнем саду, лазали по деревьям, играли во все мальчишечьи игры.  Я часто приходила домой в синяках, но никогда не ныла и не жаловалась.
- Моя Ира никогда не плачет от боли.  Она  только от обиды может заплакать, - с гордостью говорил брат обо мне друзьям-мальчишкам.
В детстве мы были очень маленького роста. Когда мы пошли в школу, забежали в 1-й класс и увидели, что все места впереди были уже заняты, уселись с братом на последнюю парту. Учительница, зайдя в класс, сделала нам замечание: - Дети, нужно вставать, когда учитель заходит в класс! Вы же видите, что все ребята стоят! – А мы стоим! – с тоской в голосе ответили одновременно мы с братом. Учительница тут же пересадила нас за первую парту. Мы не  долго просидели вместе, т.к. мешали всем своим шушуканьем. Нас рассадили.
Первые год, когда папа был дирижером духового оркестра  Роменского  военного автомобильного  училища  (на фото четвертый справа в первом ряду ), мама часто выступала в сопровождении его оркестра.


           Она много раз занимала первые места на смотрах армейской самодеятельности. Она стала солисткой Киевского военного оркестра. У нас до сих пор хранятся почетные грамоты отца и матери за участие в смотрах, подписанные Гречко, вместе с парой гибких пластинок с записью песен, исполненных мамой в сопровождении папиного оркестра. Конечно, качество записи …, но мамин голос  узнаваем!
Часто, готовя обед на кухне, мама начинала напевать в полголоса  арии из оперетт, популярные арии из опер, романсы или просто песни. Иногда она увлекалась, не замечая, что поет уже в полный голос и через раскрытые окна ее слышно во дворе и на улице. Соседи интересовались – Кто это у вас так красиво поет? Радио или мама?
В пединститут мама поступила  в 40 лет. То, что у нее до сих пор не было высшего образования, приводило всех в недоумение: - Как?! Такая эрудированная женщина, с таким высоким интеллектом и не имеет высшего образования ?!  (Как будто институт может дать что-то большее, чем специализация!)  По  многим вопросам мама имела энциклопедические знания, ее мнение было настолько авторитетным, что не давало повода усомниться в его правоте.  Ее долго уговаривали поступить в институт…  Успешно сдав экзамены, училась она добросовестно, старательно, не смотря на то, что к тому времени у нее уже было трое детей – родился еще один сын Сергей.. Мама говорила мне – Просто стыдно в моем возрасте учиться на тройки, да и ударить  лицом в грязь  перед молодыми студентами нельзя. К тому вместе с ней на курсе учились уже известные учителя, директора школ.  Да и приходилось  "марку" держать –все таки жена преподавателя.  Да и после того, как поступила в институт, появилась возможность  работать в детском саду. Вот тут-то и раскрылись все ее природные данные:  дети ее просто обожали, родители радовались, если их ребенок попадал к ней в группу, коллеги-воспитатели каждый раз бежали к ней за помощью и советом. Занятия она проводила увлекательно, будь - то математика, лепка, рисование, обучение грамоте.  А ее утренники?! Вкладывая  в них столько души, энергии, выдумки они превращались  в настоящие  праздники, где она  была не просто ведущей, а его участницей:  то это в зажигательном танце Матрешка, то Снежная баба, не смотря на появившуюся с возрастом полноту, она, как в молодости, двигалась легко и грациозно, вызывая восторг зрителей любого возраста.
Человек необычайной коммуникабельности, мама всегда, где бы она ни жила, умела окружить себя интересными людьми. К ней тянулись дети, независимо от возраста. Соседи приходили поделиться своим сокровенным, зная, что дальше квартиры это никуда не просочится.  Со всеми мама находила общий язык, ее любили за добрый нрав, эрудицию, за отзывчивость, за умение и желание понять любого.
У нас была большая библиотека (школьная и мировая классика ) весь дом учился по ней.
Папа демобилизовался в 1957 году, переехал с семьей в Чернигов, где в первый же год организовал и возглавил духовой оркестр в городском парке культуры, затем передав этот оркестр замечательному музыканту, перешел на работе преподавателем музыки в Черниговский пединститут, куда его давно приглашали и где он проработал без малого 25 лет.
Однажды, когда мои родители были еще живы, мы всей семьей возвращались с какого-то мероприятия поздно вечером. Троллейбус  был пуст и мы, дети и внуки, свободно разместились  в конце салона.
 И вдруг отец обвел всех взглядом и взволнованно произнес: - А что, мать!? Похоже,  не напрасно мы с тобой прожили жизнь! Смотри-ка, трое детей, пятеро внуков! Разве для этого не стоило жить?!  Лицо его, обычно суровое на вид, расплылось в улыбке, взгляд стал сентиментальным.
                            Сейчас  оглядываясь на жизнь своих родителей и на свою жизнь, я подумала: - А ведь действительно,  не напрасно прожили свою  жизнь мои родители. Трудную,  сложную, но такую интересную и насыщенную. Жизнь, которой можно гордиться. Они оба  оставили прекрасное наследие на земле и в детях, и в внуках, и в учениках… Я твердо уверена, что самое лучшее, что есть в нас – от  наших родителей. Когда меня попросили написать о них, я сомневалась, было как-то не по себе, казалось нескромным рассказывать о своих близких. Сейчас я рада, что взялась за это дело. Мои родители – достойнейшие люди и я хочу, что бы о них знали.
Тест взят с сокращениями  из эпистолярного издания  книги Ирины Черний  "Моя семья", изданной в городе Чернигове в 2006г.

Тамара Ройзен, ведущая

PS. Я прочитала эту книжку  на одном дыхании, столько знать о своей семье, с мельчайшими  деталями и так без прикрас  описать судьбы почти 3-х поколений, это вызывает глубокое уважение.  Так мало сохранилось достоверных эпизодов прошедших не простых лет. Передан дух и слог того времени. Я хочу от всего сердца поблагодарить Ирину за память и за ту возможность сопричастности, которую она нам подарила. 

**************************
Презентация рубрики.
Вступительное слово ведущей.
Разделы:
1. Семейный Архив: Старинные Фотографии
2. Семейные традиции: Праздников, Будней,Субботы, Счастливых и Траурных Дней. 1.
3. Семейные предания: Ваши Рассказы о своих предках. 123.

***************
Хотите предложить тему для обсуждения? Пишите свои предложения : Наши Адреса

**************************
Прочитали статью - нажмите на кнопочки под ней, расскажите о нас в социальных сетях:Твиттер, Фейсбук и "Гугль+". Спасибо. 

7 comments:

  1. Спасибо,Ириша!Твои родители очень достойные люди, светлая им память.Я хочу обратить ваше внимание, какими искренними и преданными патриотами были наши родители,как горячо они любили родину, мечтая о её светлом будущем... Моя мамочка и тётушка, пусть они будут здоровы до 120, до сих пор верят и меня успокаивают, что всё будет прекрасно на Украине, где вскоре, как НА МАРСЕ БУДУТ ЯБЛОНИ ЦВЕСТИ. Я тоже в это верю. Ведь Это чувство передавалось с кровью (в прямом и переносном смысле этого слова).Ириша! Ты такая же чудесная, как и твои родители. Я высоко ценю твою доброту, оптимизм, чувство юмора,дружелюбие, благодарность стране, где спокойно и счастливо живут твои дети и внуки (почти КАК НА МАРСЕ).

    С уважением и любовью, КЕРЕН.

    ReplyDelete
    Replies
    1. Спасибо, дорогая Керен ! До чего же приятно читать ваши комментарии !Конечно, во мне нет и десятой доли тех качеств, которыми обладала моя мама, хоть я и стремилась к этому всегда , но, всё-таки, повторюсь, всё лучшее, что есть во мне и в моих братьях, -от моих родителей.
      Я тоже уверена, что в Украине, как и везде наступит другая жизнь и придут другие времена. Ирина.

      Delete
  2. Этот комментарий был удален автором.

    ReplyDelete
  3. Да , Аллочка ! Наверное, близость наших с тобой отношений обусловлена не только тем, что наши дети дружили в детстве , что вместе приехали сюда и пддерживают эту связь до сих пор , а ещё и потому, что ты в числе немногих, знала моих родителей , и у тебя о них сохранилаь такая светлая память, спасибо тебе за это ! Ирина.

    ReplyDelete
  4. Я читала и плакала, сколько ж трудностей легло на плечи наших родителей, а они все равно верили в доброе и так же нас ростили. Сколько в тебе доброго от них досталось, как ты сберегла столько фоток, смотрю и не на любуюсь. А про свою жизнь напиши, да если можно и про братика двойнёвого, как он то такой хилинький по жизни прошел, да и про младшего на последней фотке вы там все с мамой и с отцом. Дай бог здоровья тебе и твоей семье. Люда Бродская.

    ReplyDelete
  5. Замечательно написано. Наши родители жили в сложное и суровое время. На их долю выпало немало испытаний, но они сумели не только сохранить оптимизм и веру в жизнь, но и передать все это своим детям, в частности, тебе. А. зная тебя, я думаю, что ты передала своим детям и внукам. Дай Б-г здоровья и благополучия тебе и твоей семье.
    Галюз Фаина

    ReplyDelete
  6. Замечательный рассказ про замечательных людей!... К сожалению, не у многих еврейских, и не только, семей, сохранились такие светлые, богатые событиями, воспоминания... И семейные архивы у многих не сохранились - пропали в те страшные годы... Тем более, стоит сохранять для потомков такие истории...Ирина, вы не обращались со своей книжкой в музей Яд Ва-шем?... Там собирают подобные материалы...

    ReplyDelete