Tuesday, November 19, 2013

"Школа толерантности". Отребье-гейт


Свободу не подарят...
М. Веллер
Отребье-гейт

Прошедший октябрь охарактеризовался повышенным вниманием к проблеме утечки мозгов -  израильтян, навсегда покидающих Израиль. Поводом к всплеску интереса (в который раз уже!) к данной теме послужила  Нобелевская премия по химии, присуждённая уроженцам Израиля, давно покинувшим страну —  американским учёным  Ари Варшелю и Майклу Левиту. Напомню, что они занимаются разработкой технологий, имеющих огромное практическое значение, с помощью которых можно прогнозировать сложные химические процессы и миминизировать их воздействия на окружающую среду.
Чего только не было вследствии этой  приятной новости! И неуклюжая попытка премьер-министра выдать эти разработки (, а следовательно, и Нобелевскую премию) за израильские. И напоминания о том, как относился к отъезжантам незабвенный Ицхак Рабин, награждая их презрительным ярлыками: «отребье» «слабаки, плетущиеся в конце», и прочими эпитетами. Да и нынешние «вожди народа» отметиться не замедлили — ведь популистский патриотизм власть придержащих до сих пор хорошо оплачивается. Здесь и господин Лапид — министр финансов, с высоты своих доходов заявивший, что у него «нет терпенья к людям, готовым выбросить в мусорный ящик единственное еврейское государство лишь потому, что в Берлине комфортней». Бравый генерал Узи Даян, потряхивая генеральской пенсией плюс зарплатой 2 миллиона шекелей в год (по данным газеты «Глобс»), да ещё навсегда устроенными судьбами своих детей и внуков назвал эмиграцию из Израиля « предательством сионистской идеи возвращения еврейского народа на свою Родину».
И статистическими данными, что 51% израильтян намерены эмигрировать.
Привыкшая  к вспышкам неконтролируемой ненависти сограждан, я бы не обратила внимания на  очередной «отребье-гейт». Даже  тот факт, что большинство моих друзей покинули Израиль, оставил меня почти равнодушной к «месячнику маккартизма» - все мои друзья (к счастью!) очень хорошо устроены и успешны, а значит, собака лает — караван идёт.
Вот только не в тему и не ко времени... любимый Сергей Довлатов — как известно, поэт (да и писатель, что уж там, ха-ха-ха) в России (и в Израиле) больше чем поэт; в далёкой Америке и в не менее далёком 1983 году тоже высказался на данную тему!!! И это вовсе не фантазии! Ведь гений, классик, всегда актуален. Речь идёт о малоизвестном Довлатове — редакторе газеты «Новый американец», выходившей в Нью-Йорке в начале таких далёких cейчас восьмидесятых. Знаменитая, но забытая, «колонна редактора»  в которой Довлатов высказывался «на злобу дня».
Просто бывают ситуации, когда...(далее — только Довлатов!)
Бывают ситуации, когда...

Бывают ситуации, когда все правы. И те, кто за. И те, кто против.
Израиль решил не оказывать помощи тем эмигрантам, которые едут в Америку. Решение это продиктовано отнють не жестокостью израильских властей.
Израиль — маленькое воюющее государство. Ему необходимы военные и профессиональные кадры. Ему дорога идея объединения, монолитности своего народа. Значит, Сохнут будет помогать лишь тем, кто намерен жить в Израиле. Решение, конечно, волевое, но психологически объяснимое. Сохнут руководствуется государственными интересами.
Хотя врядли это решение достигнет цели. Много ли проку от беженцев, которых заполучили насильственно?.. Нелегко будет превратить этих людей в героев даже капиталистического труда. И тем более — в доблестных солдат...
Однако решение принято. Американский госдепартамент высказался на эту тему весма критически. ХИАС заявил, что будет и дальше оказывать помощь тем, кто намерен ехать в Америку. Затем поползли тревожные слухи. Якобы господин Шафир взял своё заявление обратно. Видимо, не без давления Сохнута...
Всё это довольно грустно. Грустно потому, что компроментирует саму идею демократии.
Безграничного уважения достоин тот, кто едет созидать молодое израильское государство. Но лишь в том случае, если он проделывает это добровольно.
История на этот счёт богата разнообразными примерами. Остановимся на самых крайних.
Русского человека Солдатова посадили как борца за независимую Эстонию. Причём оккупированную его соотечественниками.  А продал его на суде эстонец Варату. Националистам тут есть о чём задуматься...
Лорд Байрон погиб, сражаясь за независимость Греции. А Фаддей Булгарин сражался в частях Наполеона против русских. Байрон — замечательный человек. Булгарин — негодяй. Но оба были свободными людьми, и это важно.
Свобода, как известно, неделима. Она нужна хорошим и плохим. И уж тем более — нормальным людям. Вроде нас...
Нельзя предоставить свободу одним лишь героям. Как нельзя предоставить возможность жениться одному Барту Рейнольдсу...
Куда ехать?.. Для меня такой проблемы не существовало. Мой выбор был предрешён семейными и творческими обстоятельствами. И я осуществил его. И такое же право для каждого — неоспоримо!
Хочется верить, что Соединённые Штаты найдут возможность помогать беженцам и дальше. Потому что Америка — страна классической демократии.
Не зря мы приехали именно сюда...
В нравственном отношении писатель всегда выше государственных деятелей (простите за навязчивость). Тем более, что любые идеи имеют обыкновение обесцениваться. Правда, универсальные  остаются на века. Но время покажет, что универсально , а что популизм... «Всё уладиться, образуется/Виноватые станут правыми...»*. Или левыми... Или и это тоже пройдёт...

*цитата из песни Александра Галича


Инна, ведущая рубрики
"Школа толерантности - неудобные ответы"
P.S. Мнения, представленные в рубрике
Школа толерантности - неудобные ответы не всегда совпадают с мнением автора.
*******************
Презентация рубрики.

18 comments:

  1. Интересная, и спорная статья.... Я слышу эту пресловутую цифру "51%" уже давно, но среди моего окружения (а оно не малое), окружения моих детех я не слышала , чтобы кто-то собирался эмигрировать.... Моя старшая дочь учится на вторую степень, её муж имеет 2 первые, и заканчивает вторую, все её друзья учились и работают, младшая дочь в армии, и за миллион (по её словам) не уедет.... Да, есть специалисты, кот. "тесно" в Израиле, и для научной деятельности может, больше возможностей, по понятным причинам, в Америке, и это грустно....Есть те, кто просто хочет много денег, есть те, кто просто всем недоволен из-за своего характера - таким везде плохо... Но думаю, страшилки про повальную эмиграцию сильно преувеличены... А слова Довлатова " Много ли проку от беженцев, которых заполучили насильственно?.. Нелегко будет превратить этих людей в героев даже капиталистического труда. И тем более — в доблестных солдат..." опровергает сама наша история и действительность - никто насильно сюда никого не тянет, от алии Израилю ОГРОМНАЯ польза, и более доблестных, мотивированых, и патриотичных солдат нет нигде в мире.... Вот как-то так...

    ReplyDelete
    Replies
    1. Уважаемая Лариса! Спасибо за серьёзный и вдумчивый комментарий. Мне кажется, что статья Вас задела за живое (ура!),но с автором Вы слишком нежны. Напрасно: автор - девица бойкая, толстокожая, подмётки на ходу рвёт! Так что не стесняйтесь!!! Коментарий Ваш мне очень понравился. Единственно, хотела бы отметить Ваше отрицание довлатовской позиции :"более доблестных, мотивированых, и патриотичных солдат нет нигде в мире.... ".Извините, но когда я слышу подобные слова я ощущаю привкус Советского Союза - страны, которую я не знаю (к счастью!), вспоминаются забытые (или вычитанные в книгах) лозунги : наши поезда самые поездатые поезда в мире, и даже в области балета мы впереди планеты всей, советское - значит отличное и другая муть. Извините. Просто ещё не создан прибор, которым можно измерить доблесть, любовь, ненависть, патриотизм - это же не импотенция в самом деле.. Про самых-самых Вы просто слышали и приняли на веру, как и другие, которые слышали и приняли на веру, что Америка - эта самая-самая... Оставайтесь с нами, оставайтесь собой!!! С уважением.

      Delete
    2. Инна, спасибо за оценку комента... Инна, Вы в армии служили ??... У меня 2 дожери - одня отслужила, вторая служит, и зять офицер... Я знаю, что такие слова иногда звучат пафосно, но я сказала "самая" не для пропаганды, а потому, что я так чувствую, и вижу...Где вы видели армию, резервисты-граждане других государтв которой в час войны периежают домой помочь, воевать за Родину, рисковать жизнью - в бросая свою благоустроенную жизнь??.... Некорректно сравнивать СССР и Израиль - там "самое-самое" было пустышкой, и пропагандой, а тут - наполнено смыслом, примерами, и чувством... Если вам не нравится "самые", пусть будет "одни из самых"... А можно узнать, почему вы сами не уезжаете, как ваши друзья", из Израиля?....

      Delete
    3. Я всё жду продолжения дискуссии , и ответа автора статьи, и такой интересной темы - но она куда-то пропала, к сожалению... А обещала, что "подмётки на ходу рвёт)).....

      Delete
    4. Лара, шалом! А продолжение дискуссии перекочевало под новую статью "О свободе и отребье".
      Если ты подпишешься на получение ВСЕХ новостей блога, то будешь получать ... мммм... МНОГО писем, но зато ничего не пропустишь интересного!

      Delete
    5. Шалом, Офра! Да я подписана на все новости, и получаю на мыло... Но ответ Инны я искала на мой комент тут - и не нашала, ни тут, ни там....)

      Delete
    6. Лариса, статья есть!! Но редактор уже "зашивается" - поток писем со статьями увеличивается - не успеваю. Сегодня будет публикация статьи Инны.

      Delete
    7. Здравствуйте, Лариса! Прошу прощения, что отвечаю не сразу - я тоже "зашиваюсь" и "штопаюсь" - к счастью, комментов много, физически не успеваю ответить, если бы ещё не нужно было бы и деньги зарабатывать... Ваш комментарий меня несколько озадачил... переходом на личности, хотя возможно, я первая начала.. Извините. я не имею ничего против Ваших чувств, Вы и миллионы людей на Земле чувствуют и знают одно, миллионы остальных чувствуют и знают другое. Но почему Вы моих друзей взяли в кавычки? Из-за того, что они предпочли жить в другой стране? Или из-за того, что я не презираю их за это, не стыжу и не призываю вернуться? Это их частное дело, как и Ваших дочерей - где жить, что делать и во что верить. Главное - не нарушать законы ни одной страны! Тем более неуместен Ваш вопрос - почему я не уезжаю из Израиля, как будто-бы моя терпимость к тем, кто это делает превращает меня чуть ли не в международную террористку... Отвечаю цитатой из пресловутого довлатовского "письма редактора" - "Мой выбор был предрешён семейными и творческими обстоятельствами. И я осуществил его. (это не обо мне!) И такое же право для каждого — неоспоримо!" .
      По поводу корректности и пустышки - я не устаю повторять, что не люблю СССР, так как не приемлю тоталитаризм в любой его форме. Но именно в Советском Союзе погибли мои дед и прадед, защищая НАШ народ и Нашу землю от фашизма!!! И презрение к их памяти -наверное, единственное что может меня вывести из себя...
      Я тоже обожаю хвастаться своим образованием и научными степенями как и Вы образованием Ваших детей. И это хорошо и мы имеем на это право. Но каким образом наши достижения имеют отношение к теме статьи я для себя не прояснила. Извините, если я вас обидела. Огромное спасибо за интерес к моим писаниям. Наверное, Вы меня незаслуженно балуете. С уважением

      Delete
    8. Здравствуйте, Инна! ... Даже не знаю , с чего начать... ) Насчёт перехода на личности: да, Вы первая начали, представив, как пример, Ваших друзей - и это релевантно... Мы здесь все личности, и , в основном, представляем свою точку зрения, и отношение к проблеме (если это только не "провокация с целью расшевелить, или поднять тему - тогда это может быть не наша позиция)... И конечно, на собственных примерах, и с "глубины" нашего опыта жизни здесь (или там).... Поэтому я и спросила Вас про службу в армии (а ещё потому, что вы сказали " Вы просто слышали и приняли на веру, как и другие, которые слышали и приняли на веру, что Америка - эта самая-самая... "), и почему вы сами не уезжаете, если здесь всё так плохо... Я объяснила, что "не просто слышала, и приняла на веру", а я точно знаю, очём говорю - в отличии от Давлатова (пусть самого талантливого поэта и писателя), и всех, кто не жил в Израиле, и пытается что-то объяснять о нашей жизни здесь, обсуждать, и осуждать.... Его слова " Израиль решил не оказывать помощи тем эмигрантам, которые едут в Америку. Решение это продиктовано отнють не жестокостью израильских властей." тому подтверждение - полное непонимание вопроса, и незнание действительности, здешней... На каком основании Израиль должен помагать эмигрантам в Америку, и др. страны???... Да, Израиль заинтересован в алие, но дело каждого где жить, и куда ехать, и никто никого не осуждает (за исключением некоторых политических популистских лозунгов - оставим на их совести)... Мы сожалеем, но не осуждаем... И это действительно так: Израиль - это убежище для всех евреев "вслучае чего" (дай Б-г не будет таких случаевчего), и гарантия неповторения Холокоста... То, что ребята получают здесь хорошее образование, и некоторые не могут найти подходящую работу (по тем, или иным причинам) это печально, это плохо, но объяснимо - Израиль слишком маленькая страна, с маленьким рынком труда для такого колличества умниц... И их право искать себя за границей, что же делать... Но это не имеет таких масштабов, как пытаются представить некоторые статистики, и уж не причина "поливать" страну... Вы сами, Инна, пример того, что можно здесь учится, жить, и работать, мне кажется... Удачи Вам, и спасибо за тему!)...

      Delete
  2. Меня очень волнует положение молодых людей в Израиле. Мой сын и его друзья учились, отслужили в армии, окончили Хайфский технион. Специальность аэро-космическая инженерия. Специальность интересная и ребята хорошо учились. А вот найти работу по специальности не могут. Многие устроились в смежных отраслях. Зарабатывают, конечно, но удовлетворения от работы нет, да и на заработанные деньги нельзя даже подумать о покупки квартиры. Отдают львиную долю зарплаты на аренду. А некоторые уехали в Канаду, Австралию и уже имеют дома и большие перспективы в использовании полученных знаний. Очень жаль, что Израиль не может дать им возможности, реализовать себя.

    ReplyDelete
    Replies
    1. Дорогая Катя, я очень хорошо понимаю Вашу боль ещё и потому, что наверное, отношусь к поколению Вашего сына и его друзей. Большинство моих друзей покинуло Израиль и обосновалось в Америке, Канаде, России, Лондоне. Как Вы и пишете, у них у всех (!) уже выкупленные квартиры и прекрасные перспективы на будущее. Что делать - рецепты как всегда туманны и многообещающие. Кто виноват - с этим гораздо проще. Мне казалось необходимым создать систему квот для репатриантов - в госсекторе, науке, в ведущих компаниях на израильском рынке. Наподобии тех квот, которые есть у национальных меншинств и выходцев из Эфиопии. Кстати, в Европе и Америке , такие квоты есть у эммигрантов Практика показывает, что это хорошо работает. В Израиле идея маловероятна - разрушаются основы основ!!!! Ведь мы же не эммигранты! Мы приехали домой! А по сему... Создайте лобби, общественное движение, добивайтесь.. Каждый может изменить мир! Оставайтесь с нами!

      Delete
  3. Офра, ещё раз огромное Спасибо Вам и Алле за внимание к моей попытке вставить свои пять копеек в общественную дискуссию. Если можно, дайте линк на Ваш фейсбук. Моё нескромное мнение - Вы, как и каждый человек в мире, имеете право "учить" нас толерантности и другим вещам и это вне зависимости от того где Вы предпочитаете жить - это Ваше право. Вот если бы Вы решили учить израильтян, равно как и русских, армян, французов патриотизму и любви к Родине, не проживая в Израиле, России, Франции и т. д. - да, это бы раздражало. Хотя, как известно - то, что нас раздражает - присуще нам, любимым, в полной мере. Хорошей субботы!!!

    ReplyDelete
  4. Керен, и тебе спасибо за твоих : все они - и твои, и мои, и наши - будущее Израиля... И надеюсь, они сделают его лучше для всех нас!...

    ReplyDelete
  5. Искренне присоединяюсь! Только почему "они"? А мы? Тоже ведь ни лыком прострочены...

    ReplyDelete
  6. Дорогая Керен! Рада вашему вниманию!!! Спасибо! Вы мне польстили так польстили!!! "Где же была эта журналистка перед выборами, на выборах?" Балуете Вы меня. Я не журналистка, а такая же кешеровка и ведущая рубрики, как и Вы. Но, возможно, так сбываются мечты? Спасибо.
    Вы абсолютно правы, говоря о путях исправления ситуации, давайте организовывать и возглавлять и делать что-то вместе, я - за! Согласна почти со всеми Вашими постулатами, только хотела бы задать вопрос - а что происходит, если молодёжь решает не возвращаться в Израиль - становятся ли они Вашими врагами или презираемым Вами "отребьем" - вот в чём вопрос... Оставляете ли Вы другим право решать и нести ответственность за свою жизнь?
    По поводу "там" работают тяжелее - ещё два месяца назад была с вами полностью согласна, вот только подруга, вернувшаяся с мужем из США (он программист, был на месячных курсах ) с пеной у рта доказывает, что в США работают гораздо меньше и легче, чем в Израиле (по крайней мере, программисты..). Так что я не знаю, кому верить и кто прав. Абсолютных истин, как известно, нет в подлунном мире... Искренне благодарна Вам за интерес к рубрике. С уважением

    ReplyDelete
  7. Александр СлавинскийNovember 30, 2013 at 7:44 AM

    Привет кешеровкам!
    Хотелось бы вставить свои пол шекеля в ваше обсуждение очень важного в наше время вопроса.
    Эта одна из немногих тем, в которой обе позиции правы. Поскольку одна сторона смотрит на отъезд евреев из Израиля или не приезд в него галутных евреев с точки зрения либеральных ценностей, в которых высшей ценностью является интересы и права индивидуума, а с другой стороны консервативные ценности, в которых существует такое понятие, как национальная ответственность и патриотизм.
    Обсуждая эту тему, у меня к евреям есть предложение – ответить самим себе на 2 вопроса: 1) Какую ценность в твоём самосознании имеет твоё отношение к еврейскому народу и к государству Израиль? 2) Каким бы ты хотел видеть еврейский народ и Израиль, скажем, через 100 лет?
    Для людей, отвечающих на первый вопрос, мол, я либерал, одинаково положительно относящийся ко всем нациям, не люблю национализм (даже в правильном понимании этого слова) и вспоминаю о своём еврействе, лишь сталкиваясь с антисемитизмом, то к нему второй вопрос не относится. Этот человек, чаще всего космополит, живущий где угодно и имеющий нееврейского супруга\гу, заботящийся о своём сегодняшнем дне и не утруждает себя размышлениями о будущих поколениях евреев.
    Второй вопрос относится лишь к тем, для кого собственное еврейство не пустая данность, кто чувствует свою связь с предыдущими поколениями, перенёсшими неимоверные страдания в галуте, обливавшимися собственными слезами и кровью, моля Бога о возрождении Израиля, но не имевшими его. Для таких евреев Израиль не есть ещё одна страна в мире, среди прочих, ценность которой измеряется размерами зарплат или стоимостью квартир. Израиль для них это величайшая честь, выпавшая на их поколения по созданию, удержанию и укреплению его. Также, есть понимание и благодарность евреям энтузиастам-первопроходцам, колоссальным трудом создававшим Израиль, не жалевшим живота своего в прямом и переносном смысле для будущих поколений, т.е. для нас и наших детей. А для людей верящих в Бога, Израиль это чудесное исполнение библейских пророчеств, говорящих об избавлении перед эрой Машиаха: «И прорастёт он, как дерево из засохшего пня», «…и поселятся в уверенности они, отстроят разрушенные города их, насадят виноградники и будут пить вино из них, и расцветёт засохшая земля, как нарцисс».
    Так вот, отвечая на второй вопрос, каждый еврей понимает, чтоб жил Израиль – в нём должны жить евреи. И чем больше, тем лучше. Живущие в Израиле евреи, вкладывающие свои особые еврейские таланты и способности на благо и процветание Израиля (а не других стран), являются гарантом его экономического процветания и военной мощи.
    Весёлой Хануки!
    Александр Славинский

    ReplyDelete
    Replies
    1. Здравствуйте , Александр!

      С удовольствием читала Ваш комментарий — он даже по праву удостоился стать отдельной статьёй. Да, в наших палестинах очень редко можно встретить утверждение «обе позиции правы». Вы в точности повторяете приведенную в статье цитату С. Довлатова.
      Размышляя над Вашими вопросами, я поняла, что и здесь невозможно четкое разделение на чёрное и белое, наших и не наших. Вы утверждаете, что есть патриоты и не патриоты, люди, с развитым национальным самосознанием и либералы-интернационалисты. В центре патриотизма и национального самосознания — государство Израиль. В этой связи у меня возникло несколько ассоциаций.
      1. Возможно, я не права, так как нижесказанное основано на моих наблюдениях, а не на определённых статистических данных. В современном мире всё меньшее значение имеет исторически обусловленная общая территория. На первый план выходит личность , а не статус, не формальное место жительства и гражданство. Наверное, это связанно с геополитическими изменениями, произошедшими в конце прошлого столетия и стремительно набирающими силу в наши дни. Мне известно, что огромное количество людей, обладающих паспортами европейских стран, ни одного дня не проживали в этих странах и понятия не имеют ни о каком национальном самосознании по отношению к стране, гражданами которой являются. Пример — россияне, израильтяне, поляки, румыны и т. д., имеющие гражданство стран западной (а иногда и Восточной) Европы для «удобства». Я лично знала людей, не имеющих никакого права на получение французского и английского гражданства - «французов» и «англичан» до мозга костей, со знанием языка на уровне родного, чувством и пониманием культуры и ментальности как не у каждого аборигена от рождения.
      Кроме того, интересно отношение армянской диаспоры (нас часто сравнивают!). У них очень важно национальное самосознание, чувство общности, религия, народ.... Но государство Армения в их ценностях не фигурирует. Почему? Ответ есть, но это в следующий раз.
      2. Возможно, это странно звучит, но я знаю множество молодых ребят с развитым еврейским самосознанием, соблюдающих традиции, активно участвующих в жизни еврейской общины и получивших еврейское воспитание, которые не считают Израиль своей Родиной и жить здесь не хотят. О том, что это их неотъемлемое право, мы уже согласились. Они выбрали себе Родину — и это Америка, Россия, Украина, Германия. К какой категории отнести их? Более того, есть множество религиозных людей, проживающих как в стране, так и за её пределами, отношение которых к государству Израиль колеблется от сдержанно-отрицательного до ненависти и презрения. И наконец, мне известны люди, ненавидящие религию, не евреи по рождению (гиюр никогда не сделают!), искренне и предано любящие государство Израиль, живущие в нём и считающие его своей настоящей Родиной. Никакого национального самосознания у них, разумеется, нет. А их в какую степь?
      3. И, наконец, последнее. Вновь не ручаюсь за точность цитаты. Один из величайших раввинов (фамилию не помню, но мысль известная, я ничего не выдумала) сказал, что понятие Эрец Исраэль означает просто еврея, даже если он не соблюдает заповеди, но уверен в необходимости их соблюдения. Это просто еврей, стремящийся к самосовершенствованию . Просто еврей, открывающий народам мира величие и единство Вс-го. Просто еврей, а не танахическая территория «от Тигра до Евфрата».

      Вот такие неудобные ответы. Спасибо Вам за участие. Оставайтесь с нами.

      Delete
  8. Саша, снимаю шляпу!!! Я просто в воссторге от того, как ты повернул обсуждение темы в столь конкретном направлении, что ... мне требуется время на осмысление и формулирование ответов на твои вопросы!
    СПАСИБО, что заставил меня задуматься! Обязательно напишу, как только оформлю свои ответы.

    ReplyDelete