Sunday, November 10, 2013

"Семейные ценности". Летаргия.

Порой меня тревожат обрывки воспоминаний. Они медленно выплывают из небытия, словно паруса из дрожащей дымки. Я цепляю их усилием воли, как багром, пытаясь вытащить не берег своего сознания. Иногда это какие-то неясные звуки или неуловимые запахи, а порой отдельные слова. Например, «летаргия»… Какое красивое слово! И какое непонятное особенно, когда тебе лет десять. Звучит, как имя заколдованной красавицы из старинной сказки. 
В детстве я читала запоем. Всё, что попадалось мне на глаза и под руки.
Особенно мне нравились запретные книги. Вроде, "Угрюм - река" или романы Т. Драйзера. 
Я читала их одновременно с мамой и украдкой от неё. 
Находила везде, куда бы она, зная о моём пристрастии, их не прятала - на платяном шкафу под тяжёлым чемоданом, в кухонном буфете, в разных щелях и простенках нашего дома. 
Главное, было вернуть их на место во время и точно в таком виде, в каком они были туда положены, чтобы мама не догадалась о моём преступлении. Не думаю, что мне это всегда удавалось.
Так вот, как-то мне попался томик стихов Константина Симонова. Время было послевоенное, и поэт был очень популярен, благодаря стихотворению "Жди меня". Кстати, приехав в Израиль в 1977 году, я почти сразу услышала песню в исполнении Шломо  Арци и была очень удивлена, узнав в ивритском тексте такое знакомое мне стихотворение.  К тому времени в Союзе оно потеряло свою актуальность, а здесь было в самый раз. 
Не так давно закончилась (если так можно сказать вообще о какой-либо войне в Израиле) война Судного Дня, и боль от разлук и потерь была ещё слишком свежа.
А тогда, в детстве, меня поразило другое стихотворение  К.Симонова.  Оно называлось "Летаргия". Привожу его здесь целиком, как оно мне запомнилось, вернее, врезалось в память с самого первого прочтения:
"В детстве быль мне бабка рассказала
Об уснувшей девушке в гробу.
Как она рыдала и металась,
Проклиная тяжкую судьбу.
Как, услышав неземные звуки,
Сняв с усопшей тяжкий гнет земли,
Выраженье небывалой муки
Люди на лице ее прочли.
И в жару, подняв глаза сухие,
Мать свою я трепетно просил,
Чтоб меня, спася от Летаргии,
Двадцать дней никто не хоронил".
Возможно, я что-то пропустила или перепутала, но так я помню это стихотворение всю свою жизнь. Оно поразило моё воображение, и я представляла всё так живо, как будто сама лежала, засыпанная толстым слоем чернозёма, и надо мною склонилась загадочная Летаргия.
О смерти я узнала рано. Была война, и мама получила похоронку – извещение о гибели моего отца. Потом я написала:
"Я помню детство… Года три – четыре.
Идёт война, и мы живём в Сибири.
мне говорят, что мой отец погиб,
как многие солдаты.
Лишь позже я познаю боль утраты.
Я часто слышу - говорят о смерти.
Наверное, она живёт в конверте.
Конверт приносит почтальон.
И вместе с адресатом плачет он.
Смерть для меня – неведомое нечто.
Мне объясняют: жизнь не вечна.
Расти пока. Не думай ни о чём таком.
До смерти далеко. Играй себе с котом.
И что вообще – ребёнок очень странный
И говорит о смерти непрестанно.
А годы шли, и детство отступало.
Я реже всё о смерти вспоминала…"
Я долго не решалась рассказывать о тех своих детских страхах и переживаниях, думая, что я не совсем нормальная, раз меня одолевают такие мысли.
Со временем я узнала, что многие дети уже в раннем возрасте задумываются о смысле жизни и о смерти.
От трёхлетнего сына своей подруги я услышала тот самый больной вопрос, который мучил меня в далёком детстве: "Зачем человек рождается, если всё равно надо умирать?"
Не то чтобы у взрослых есть ответ на этот вопрос, Но детей особенно жалко.
К счастью, природный инстинкт всё же срабатывает, и спасает детей от крайностей, постепенно вытесняя не детские страхи. А тогда стихотворение К.Симонова упало на "благодатную" почву и время от времени всплывало в памяти, постепенно теряя свою остроту.
С возрастом я стала всё больше прислушиваться к рассказам мамы. И как-то услышала такую историю, вернувшую меня в детство. Оказывается, моя прабабка, мать моего любимого деда Израиля, умерла от летаргии! Моя мама, её внучка, родилась уже после её смерти, и была названа её именем: Сарра-Рива. Мама знает об этом из рассказов своих родителей, а больше спросить уже некого. А помнит она, что в семье её деда Ёши-Менделя по кличке Пастернак, было семеро детей (мне имя Майя было дано в память о нём) . История клички такова: он как-то поехал в город и купил там семена моркови под названием пастернак (желто-белый, похожий на морковь или репу корнеплод). Морковь выросла на удивление всем очень светлая и по вкусу совсем на морковь не похожая. Вот его и прозвали - Мендель-Пастернаk. Тогда клички были даже необходимы, так как в маленьком местечке было слишком много родственников-однофамильцев.
Это местечко называлось Омеле. Такое вкусное круглое название, прямо хочется проглотить.
Наверное, местечко называлось так, потому что находилось в Гомельской области. Может, там речушка такая текла? Надо бы разузнать… А пока возвращаюсь к нашим героям – семейству Шендеровичей (на фото - семья моей бабушки).
У Сарры-Ривы и Ёши-Менделя было семеро детей – три дочери и четыре сына. Одна из дочерей, не дождавшись сватовства из других мест, влюбилась в своего двоюродного брата. И кое-что между ними произошло. И незамедлительно стало всем известно. Сарра-Рива, мать девушки, не смогла пережить такой позор, и впала в летаргический сон. Мне кажется, я могу понять это бегство от действительности.
Со мной случается иногда, что бессильная перед трудностями, я вдруг теряю всякую способность сопротивляться. Кровяное давление резко падает, и наступает невероятная слабость. Я засыпаю мгновенно, и сплю долго, без сновидений. К счастью, я встаю обновлённая и могу продолжать эту жизнь и даже преодолевать те самые трудности. Видно, у меня психика посильнее, чем у моей прабабки.
Дело происходило в начале 20-го века в маленькой деревушке, где не было врачей, и никто не слышал, чтобы женщина спала беспробудно несколько суток.
После неудачных попыток разбудить, её повезли на подводе (такая повозка, в которую впрягали лошадь) в ближайший город - Бобруйск, Пока туда, пока сюда… Врачи сказали: "Слишком поздно". Так она и умерла – не проснувшись. Я очень надеюсь, что её не похоронили до времени. А двоюродные, кажется, поженились. Вот так через много лет я снова столкнулась с Летаргией.   Майя Забаро.  2007г.

P.S. (от Тамары). Стихотворение К.Симонова, которое с 10 лет знала девочка Майя (его первую часть), было написано поэтом в 1944г. Понятие  летаргии он использовал, как последнюю надежду, шанс  на сохранение, возрождение любви. Вот, специально для вас, ниже  вторая часть стихотворения "Летаргия":

Мы любовь свою сгубили сами,
При смерти она, из ночи в ночь
Просит пересохшими губами
Ей помочь. А чем нам ей помочь?
Завтра отлетит от губ дыханье,
А потом, осенним мокрым днем,
Горсть земли ей бросив на прощанье,
Крест на ней поставим и уйдем. 
Ну, а вдруг она, не как другие,
Нас навеки бросить не смогла,
Вдруг ее не смерть, а летаргия
В мертвый мир обманом увела?
Мы уже готовим оправданья,
Суетные круглые слова,
А она еще в жару страданья
Что-то шепчет нам, полужива.
Слушай же ее, пока не поздно,
Слышишь ты, как хочет она жить,
Как нас молит - трепетно и грозно  
Двадцать дней ее не хоронить!

Так трудно расставаться с тем, что пустило корешки в твою душу. За время работы над заметкой, я так много открыла для себя в неизвестной мне Майе. Она многогранный,  интересный человек и  любящая дочь. Потрясающий фотограф и жизнелюб, посмотрите сами, наполненные неподдельным интересом эпизоды простых событий : 

Фото сессия - всё в шоколаде!

 


                       В замочную скважину подглядывала 
    ведущая рубрики "Семейные ценности" Тамара Ройзен 

***************
Хотите предложить тему для обсуждения? Пишите свои предложения : Наши Адреса

**************************
Прочитали статью - нажмите на кнопочки под ней, расскажите о нас в социальных сетях:Твиттер, Фейсбук и "Гугль+". Спасибо. 

9 comments:

  1. Светлана - ЛеораNovember 11, 2013 at 6:01 AM

    Замечательные воспоминания... И у меня, когда трудно, и не знаешь выхода, когда какие-то неприятности, когда хочешь забыть о всегдашней суете - такое же состояние;
    ложусь на диванчик, что перпендикулярно столику с компьютером расположен, закрываю глаза - дремота в сон переходит... Потом встаю - обновленная, и все , что меня мучило - уходит... Начинаю по порядку все решать...

    МАЙЯ ЗАБАРО - моя подруга. Наша подруга.
    Только пока она (по семейным обстоятельствам) помогает нам как бы,
    почти не приходя на наши ежемесячные встречи.
    Например, пыталась я найти хозяев котенку бездомному
    другой моей подруги - Наташа Салма ( ученой, профессора филологии, 40 лет в Венгрии прожившей -та книгу своих воспоминаний о своей семье и о себе написала, всем раздарила. И мне. ). Так, первой Майя откликнулась ; написала историю о другом, своем котенке, которого она сделала более не бездомным, замечательные фото прислала.
    Передал я Майе историю о стае гусей (рассказ Тома Уорсэма) - а она к нему мне прислала видеоролик с иллюстрациями наглядными.
    После любой поездки нашей, на которую Майя может выбраться - мы затем имеем фотоальбом, воспроизводящий виденные нами достопримечательности.
    На экскурсии Майя едет не одна, а с супругом, так как для фотографирования надо ей помогать, не из легкого пелефона снимает.
    Мы любим Майю за ее ГЛУБИНУ, неравнодушие, за ее отзывчивость
    за ее жизнелюбие, за ее желание узнавать и познавать, помогать. За ее желание делиться всем с нами, чем может, что знает...
    Я лично также БЛАГОДАРНА Тамаре Ройзен за ее чуткость, деликатность, добросовестность, ответственность, мастерство и талант, за ее отклики на все обращения (ни одно послание к ней - без ответа не остается), внимательность, понимание...

    ReplyDelete
    Replies
    1. Спасибо тебе, Светлана-Леора, за то, что благодаря твоему чуткому и неравнодушному отношению к нашим подругам, эта потрясающая семейная история, и такая творческая многогранность ее героини Майи, подарит приятное, теплое ощущение близости и общности интересов многим "кешеровкам". Радует, что за прошедшие всего несколько часов после публикации, с ней познакомилось уже 17 человек.

      Delete
  2. Читала с замиранием духа. Трагическая судьба женщины. Но хорошо, что семейные предания сохранили эту историю. Спасибо Тамара и Майя.

    ReplyDelete
  3. МааЯна, я испытала такие же ощущения! Меня поразила эта история, ощутимым присутствием в наших генах вековой цепочки событий, которые никуда не исчезают. Они хранятся в "кармашках" памяти поколений! Маленькая девочка Майя сумела не только сохранить ее, но и донести до нашего времени, и описать сочным, эмоциональным слогом. На сегодня 86 прочтений "Летаргии"!!! Сколько еще удивительных, семейных преданий хранит наша память?! .Если не поделиться ими сегодня, завтра может быть уже непоправимо поздно...

    ReplyDelete
  4. Здравствуйте, Тамара!
    Читаю статьи из вашей рубрики. Каждый раз не устаю удивляться, как глубоко и подробно ваши герои помнят о событиях в своих семьях. Как много интересних, разнообразних случаев и прекрасних биографий встречаем мы в рубрике "Семейные ценности". И что я заметила, каждая история она не только о судьбах конкретно взятой семьи, она о судьбах всего народа, ведь герои реальные люди, жившие в реальное время, при определенных собитиях.
    Мне кажется, что эти воспоминания, бесценный дар нам - следующим поколениям, и наверное пример, как и мы можем что-то оставить детям частицу нашей жизни. Очень хочется верить: что и я найду время написать о своей замечателной семье. А пока огромное спасибо за рассказ "Литаргия", в котором мы не только знакомимся с историей семьи Майи, но и наблюдаем о проблемах, страхах, мироощущениях маленького ребенка, познаюшего взрослий мир. Спасибо, получила большое удовольствие. Карнит

    ReplyDelete
  5. Спасибо, Карнит, за ваш отклик! Я тоже всегда склоняю голову, перед людской памятью. Это ведь, как протянутая кем-то рука тебе навстречу, как приглашение, как знак доверия и сопричастности. Я поддерживаю и одобряю ваше желание написать свою семейную историю. Стоит захотеть, а время всегда найдется на доброе дело!

    ReplyDelete
  6. Отличная рубрика

    ReplyDelete

  7. Спасибо вам, Валентина, за отклик! Надеюсь вы теперь будите чаще заходить к нам в понравившиеся вам рубрики и делиться вашими впечатлениями!

    ReplyDelete
  8. Спасибо всем, кто прочёл мой рассказ. Особое - тем, кто откликнуллся. Пишется о том, что волнует и просится на бумагу. Я не задумываюсь, будет ли кто-нибудь читать. Понимаю, что немногим интересны размышления или воспоминания не знакомых и ничем не знаменитых людей. Поэтому меня очень трогает Ваш интерес и оnзывчиврсть.
    Позволю себе поделиться этим стихотворением.

    ВОСПОМИНАНИЕ О ДЕДЕ

    Страницы памяти листая,
    Я часто деда вспоминаю:
    Его высокую фигуру,
    И шарф на шее серо-бурый;
    Большие жилистые руки,
    Зимою стёганые брюки;
    Хожденье по воду к колонке,
    И плеск струи по жести звонкий;
    Как он работал в огороде,
    Вставая рано при любой погоде;
    Варил из вишни на костре
    Варенье летом во дворе,
    И сладкий дым над ним витал,
    Пока он пенки собирал.
    А бабушка стояла рядом,
    Следя за действом строгим взглядом;
    Дед балагурил, выпивал, и песни пел,
    И, как никто, смешить меня умел;
    Он поговорок много знал,
    Порою сам их сочинял;
    Он позволял с собой играть,
    И даже в косу заплетать
    На голове седую прядь;
    Любил поесть, обед запить горячим чаем -
    Я в деде и сейчас души не чаю.
    Своей семье он предан был душой и телом.
    Себе был верен он “как словом, так и делом ”.
    И жизнь любил, как любят её дети.
    И удивился он приходу смерти.
    И до конца его глаза светились,
    И губы иронически кривились.
    Наверно, он имел в виду,
    Что встретит ещё нас в раю или в аду.

    Майя Забаро

    ReplyDelete