Friday, March 28, 2014

Виртуальный Песах-2014. Ответ от Тамары Ройзен: д) Карпас и ВСЁ-ВСЁ-ВСЁ

 Фотография профиля пользователя Тамара Ройзен
Так сложилось, что пасхального блюда у меня нет. В России пасхальный седер мы проводили в сенагоге. Впервые равин в нашем городе появился а 1999. А в Израиле моя семья проводит седер с семьей родителей зятя, у них большая родня и каждый год седер проходит в какой-то из них. Особенно я люблю, когда его проводят в Мевацерет Цион под Иерусалимом. Там сама по-себе удивительная аура и слова "В будущем году в Иерусалиме" звучат особенно жизнеутверждающе.
Проще (понятнее) для меня рассматривать пасхальное блюдо как модель Мишкана (скинии, большого шатра), предшественнице первого храма.

Основные элементы метафизического строения мира в иудаизме - нижний, материальный мир состоит из треугольника нешама-гуф-оз: душа, материя, энергия. В пасхальном блюде присутствуют три элемента, отчётливо символизирующие дух, материю и энергию. 
Хазерет (хрен). Основная черта - не столько горький вкус -это свойство обычного марора, сколько запах. На иврите реах - "запах", руах -"дух". Слово "хазерет", от глагола ХЗР "возвращаться", намек на то, что душа, в отличие от остальных элементов, неистребима и имеет способность возвращаться к жизни после смерти.

Харосет (пасхальное повидло). Аналогия с землёй проводится ещё в Талмуде, что делает харосет воплощением материи. Харосет символизирует именно телесное, материальное, плотское начало в человеке - облагороженное духом (ингредиенты харосета все взяты из Песни Песней - мистического гимна телесной любви). 

Карпас (зелень; буквально - сельдерей). Зелёные растения символизируют фотосинтез, и таким образом представляют на блюде энергию. См.фото (так красиво выглядит замороженный сельдерей, но на Песах так делать нельзя и мы положим на блюда - веточки)


Верхний мир опирается на три основы: эмет-дин-шалом: истина, закон, гармония. Следующие три элемента традиционного блюда отчётливо связаны с ними:

Марор (горький овощ). "Горькая истина" - выражение устойчивое. Горечь - отчётливое, отрезвляющее чувство. Марор символизирует истину.

ЗРОА (букв. "рука"; куриная или баранья нога). "Рука закона". Символизирует Божественный закон. 

Бейца. Яйцо - совершенная структура, символизирующая гармонию; в Талмуде оно ассоциируется с праздничной жертвой хагига, которая тоже относится к шламим - "гармонизирующим жертвоприношениям". 

Между верхним миром (7-й этаж семиуровневой модели Вселенной) и нижним (1-й уровень)находится средний мир (4-й уровень), посвящённый прямому общению низа и верха. На этом уровне происходит метафизическое действие. На пасхальном блюде эту роль играет МАЦА.
Маца - квинтэссенция понятия "еда": мука и хлеб, без всякой примеси, даже без воздушности, видимости, характерной для обычного хлеба. На иврите эссенция - тамцит, от того же корня, что и маца. Блюдо содержит три мацы. Верхняя и нижняя маца: полюса (керувим), а средняя символизирует присутствие Всевышнего в мире (шхина). 
Пасхальное блюдо становится, таким образом, наглядной моделью мироздания, и аналогом святилища-мишкана. Можно сказать, что пасхальное блюдо - съедобный Мишкан. 

--
Круглосуточно на связи с вами -Тамара Ройзен.
Мысли вслух: Толерантность вокруг да около...
*************

2 comments:

  1. Спасибо большое, обязательно использую на ВЖС.

    ReplyDelete
  2. Я очень рада, что вам этот пост может пригодиться. Всегда приятно быть чем-то полезной подругам. Хорошего вам, кошерного Песаха и до встречи в будущем году в Иерусалиме!

    ReplyDelete