Tuesday, February 18, 2014

Ответ на Задание 2. Светлана-Леора

от: Svetlana Nadelson
кому: Маа-Яна Кешер <kesher.isrel
дата: 18 февраля 2014 г., 2:34

Мой ответ на Ваше второе задание по празднику Пурим,
про историю Эстер (Адассы)

  • ***Карта номер три; "АДАССА - мечтательница".
  •     Как и многие девушки собирала цветы, любовалась ими.                 Мечтала о "принце на белом коне". Пела еврейские песни, что         слышала в родительском доме. Все цветет, все красиво...
  • *** Карта номер два ;  "АДАССА - труженица" Работает на поле с          серпом. Сама обслуживает и себя и тех, кто с ней живет.
       
           ***Карта номер один ;""Игра в прятки" - Адасса желала ослушаться приказа царя идти на "конкурс красоты". Она в лесу, хворост собирает, чтобы зимой погреться. Возможно, в лесу, в избушке жила временно ; не хотела в потенциальные невесты идти к царю, не хотела власти царской, не хотела быть ни "первой леди", ни - второй.

В книге "Зоар"  по мнению Аризаля Адасса - двоюродная сестра Мордехая, которую он воспитал, удочерил - была ему и женой... ? ? ?
Такая версия - тоже имеет право быть. У евреев  в ходу и до сих пор 
браки подобные.
И в книге "Зоар" пишут, как она , уже Эстер, шла от царя в микву, и к Мордехаю, и т.д. (по мидрашам)
Но она - очень красива, а царские слуги хватали и красивых девушек, и женщин молодых. Приказ - для всех - един.

***Карта номер шесть "Сказка про Аленький цветочек"- "ЧУДО-ЮДО - наоборот". Можно разглядеть и льва - символ колена Иуды, и арабский оловной убор
В центре - Лев- чудище, арабский головной убор. А по сторонам - или "дом казеный" - тюрьма- слева,  или символ КОРОНЫ - власть, почет.
То есть, когда Эстер в третий 
Когда на третий день и ее, и по ее приказу через Мордехая -
ПОСТА, она без зова пошла к царю ( а она знала о законе запрещения самовольного входа), то было две альтернативы;
или ее гибель (символ слева - дом -тюрьма), или все будет хорошо. 
Она идет к Чудовищу - мужу, ей навязанному, нелюбимому, неблизкому.
И не станет никогда он красавцем , как в волшебной сказке. Поэтому знак отрицания ставлю -"НАОБОРОТ".
Хотя в конечном счете он дарит ей "аленький цветок" - выполняет ее главное желание. Если кому-то (Саломее) нужна была голова Иоанна - Крестителя на блюде, то у Эстер было благородное желание - спасти свой народ, свой род, своих близких. Ведь она получила воспитание  в семье Авихама, дяди Мордехая, а затем от Мордехая - родственника, наставника
, что удочерил ее (главная версия  ).

***Карту номер пять называю "МОРДЕХАЙ". У героя еврейская борода, кипа, опора на палку- Тору, на желанную Землю Эрец Исраэль.
Хотя в плен увели, скорее всешо, его отца. И он родился уже на чужбине, в Вавилоне. Он тоскует о родной Земле, мечтает о ней. Много голубого цвета. И теперь - наш флаг - бело-голубой.Лицо - решительное, целеустремленное. Царский, желтый цвет есть - ведь он из  благородного
рода царя Шауля, из колена Биньямина.   А на земле этого колена и Храм стоял. Музыкальный инструмент, в форме рупора , немного на современный саксофон похож- усилитель звука. Как бы рупор - опора на народ.
С ним - знания Торы, учения еврейских мудрецов.Он - еврейский лидер в критическое время его народа, который  благодаря ему, и его воспитаннице  Эстер не погиб. Лента красная -он как бы в пути, он - на службе у родного народа. "Сидит в царских воротах"- это Эстер посоветовала  царю взять Мордехая доверенным еврейским советником.
 Полосы на карте есть - все меняется.

***Карта номер четыре ;"НАША ЕВРЕЙСКАЯ СУДЬБА". Еда - на всех. В книге Кардовера , мудреца из Цфата  сказано про еврейскую душу, что и грех одного, и хороший поступок - все на всех  евреев разделяется.
Кто-то добавку подносит. И хорошие поступки, и грехи - все в общий котел.
Всевышний - незримый герой всего действа.  Он все видит, все направляет, воздает...
============================================

Почему двойные карты есть?  - вопрос МааЯны. 
Мой ответ (вариант); Еврейские комментаторы различают прямой смысл писания и Мидраш - часть Устной Торы. Это дополняет, или несколько иначе понимает текст ТаНаХа.
-----------------------------------------------------------------------------------------------------
Эстер была до замужества с царем - под надзором Хегая, стража жен.
Она ему понравилась, и он  ее с семью девицами из дома царского перевел  в лучшее отделение царского дома.
Каждая из девиц работала у нее один день недели, и звали их ; ришон, шени, шлиши... Поэтому когда работала  девушка под именем Шабат - Эстер знала, что Суббота. Эстер, как и другим невольницам 12 месяцев делали притирания - мирровым маслом - 6 месяцев, а затем бальзамами. Царь боялся заразы, и  поэтому год наблюдали за здоровьем каждой обитательницы гарема царя. После встречи каждую переводили под надзор евнуха Шаашгава, в другой дом. "Соломенная вдова" более не имела право создать семью, поэтому условия жизни в гареме -  нерадостные.  Но когда надо было идти на свидание с царем, то спрашивали  у каждой девушки, какие ее желания  новых платьев, нарядов, украшений и т. п.
Когда спросили Эстер, то она ничего не пожелала.
Поэтому она многим нравилась. И многие жители говорили, что она именно из их народа.
Мордехай запретил ей говорить, из какого она народа.
Если она бы его ослушалась, то ей все равно бы не поверили, так как каждый считал, что она из его народа.  Она приобрела расположение к себе в глазах всех, видевших ее.
Хадасса - это имя означает "мирт", растение (ассоциация с праведностью).
Мирт имеет сладкий запах (для Мордехая), но горький вкус (для Амана).
А второе ее имя - Эстер означает "спрятанное", "связанное с сокрытием".
Так же как и Мордехай, она из колена Биньямина (он не участвовал в продаже брата, не родился к тому времени), из рода царя Шауля.

Эстер была взят на "конкурс красоты" насильно, у нее не было стремления к власти.

Она узнала от Мордехая об указе секретном.
А Мордехай был и пророком, и разговор  царя с Аманом, (чье кресло стало выше других после казни Вашти) - ему приснился в пророческом сне. Эстер сильно встревожилась. Пост на три дня - "ноу- хау" царицы должен был противостоять тому позорному пиру у царя, в котором участвовали евреи.
В Талмуде говолрится, что он был усилием молитв.
Три дня Поста выпадали на 143, 14, 15 нисана.
А 15 нисана - это первый день Песаха. И Мордехай провел закон через  Синедрион, что может быть пост и 15 нисана.
Эстер претворяет в жизнь инициативу Мордехая его важнейшие решения. Уточняя, корректируя.
Мордехай говорит, что надо сделать, а Эстер решает, Как СДЕЛАТЬ.

Вот во время Поста она думала про свою прежнюю жизнь, и решает, как  и что надо сделать, чтобы спасти свой народ от козней потомка Амалека - Амана.



5 comments:

  1. Светлана - ЛеораFebruary 19, 2014 at 5:15 AM

    Гимн еврейскому народу - очень подходит к теме ;
    Тамара Гвердцителли -
    Это просто потрясает. Такие творения рождаются раз.
    Песня - музыка А.Злотника, стихи Ю.Рыбчинского.
    Ссылка ; http://www.liveinternet.ru/users/3517075/post242005931/

    ReplyDelete
    Replies
    1. Офра.
      Леора, спасибо за ссылку! Получила удовольствие и, одновременно, мороз по коже прошел, пока слушала Гварцетели и не менее гениальное исполнение музыкальной части произведения оркестром... СПАСИБО!

      Delete
  2. Светлана - ЛеораFebruary 19, 2014 at 5:45 PM


    "А Мордехай не поклонится и не падет ниц". Почему ?
    Критики его поведения могут упрекать ;
    "Разве сложно было поклониться ? Тогда и не было бы указа об уничтожении народа ?
    Все плохое - из-за непоклонения Аману, главному (верховному) министру царя.
    Но потомки Биньямина не склоняют головы перед потомками Амалека. Мордехай считал поклонение Аману разновидностью идолопоклонства . Идолом здесь выступает ЦАРСТВО. Мордехай вел себя твердо, даже - вызывающе ;хотел своим поведением повлиять на евреев. На 12-й год царствования царя Ахашвероша угроза нависла над евреями только после того, как приготовлено будущее спасение. Но механизм спасения мог быть приведен в действие лишь в том случае, если евреи раскаятся и возвратятся к Богу. Что и было сделано.

    ReplyDelete
    Replies
    1. Офра.
      Леора, Вы приводите очень интересные комментарии к тексту Мегилат Эстер - это очень расширяет понимание событий, описанных в нем, и роли в этих событиях Мордехая и Эстер.
      В свою очередь хочу привести один комментарий, который может вызвать спорные чувства...
      Глава 10:2 "... МОРДЕХАЙ ИУДЕЙ БЫЛ ВТОРЫМ ПОСЛЕ ЦАРЯ АХАШВЕРОША, И ВЕЛИК СРЕДИ ИУДЕЕВ, И ЛЮБИМ У МНОЖЕСТВА БРАТЬЕВ СВОИХ, КАК ИСКАВШИЙ ДОБРА НАРОДУ СВОЕМУ И ГОВОРИВШИЙ ВО БЛАГО ВСЕГО РОДА СВОЕГО"
      Обратите внимание на на фразу: "... и любим у МНОЖЕСТВА ..." Комментаторы задают вопрос: Как так - "множества"? Почему не у ВСЕХ братьев был любим Мордехай? Ведь благодаря его настойчивости Эстер решилась спасти народ и мнгое другое он сделал во благо евреям.
      И отвечают:
      А нечего благоверному еврею делать в воротах царских (гойских)! Если бы Мордехай там не околачивался (а некоторые говорят: искал милостей царя), то и не спровоцировал ненависть Амана и т.д.
      Урок на все поколения: еврею - еврейские занятия, предписанные Торой, а всякий её оставляющий и ищущий самореализации во властных структурах, навлекает на весь народ свой "гнев Аманов" любых мастей...............

      Delete
    2. Офра, думаю, ты не удивишься, что эти слова "Если бы Мордехай там не околачивался, то и не спровоцировал ненависть Амана" - я слышала от одного нашего общего родственника, с которым прогуливаюсь вдоль моря каждую пятницу. Тогда я постаралась пропустить их мимо ушей, но оказывается, есть такие суждения и они не секрет ни для кого... надо тогда и о других его словах поразмышлять.

      Delete