Friday, October 11, 2013

"Не существует «позже», позже — это сейчас..."! История о бабушке Эсе.



        24  апреля я вернулась из своей "дежурной поездки" в город, в котором прожила пол-века. Поездка на редкость не удалась в личностном плане и настроение опустилось на отметку ниже плинтуса. 
       На следующий день - 25 апреля, я уехала в Иерусалим на семинар проекта Кешер. Вечером мы гуляли по древнему городу и слушали гида и  его истории. Многострадальный город, манящий, удивительный, с непостижимой  мощи энергетикой... Это было то, что лечит душу. Во-всяком случае мою - вылечило.



      Семинар был построен так что б каждая женщина в течение 3-х дней раскрылась, стала уверенней в себе... Это именно то, что мне было необходимо, после испытанного в поездке опустошения души. И чудо произошло! Я участвовала, выступала перед людьми и даже сказала один раз что-то остроумное и вся аудитория смеялась, нас учили танцевать танец живота -это одно из приятнейших воспоминаний. Было легко и весело. Два  раза ходили к стене плача, а ещё мы встречали шабат и молились вместе и нам говорили на какой странице что читать и был русский перевод молитв и это очень важно потому, что когда я первый и единственный раз пошла в нашу городскую синагогу я там не знала что, где и когда читать и от этого плохо себя чувствовала и больше туда не пошла. Мы читали свиток Рут и потом, в малых группах, вспоминали свою репатриацию - ведь Рут тоже была как бы репатрианткой. К чему это я сейчас тут пишу - в октябре?! Дело в том, что текст, начиная со второго абзаца, почти без правки я взяла из дневника Регины. Она писала у себя в дневнике и вовсе не для меня. Но все написанное ею попало в полный резонанс с моими ощущениями. "Путешествуя" дальше по ее записям (они доступны для всех), я к своему большому удивлению, обнаружила много общего. Мы смотрели одни и те же фильмы, слушали тех же любимых певцов и, что меня сразило наповал, с удовольствием читали и полюбили одну и ту же книгу - "Мемуары гейши", вот только фильм она не видела, а у меня есть диск  я ей его привезу на следующий семинар, но она об этом еще не знает.
Что нас различает???
 -  Большинство книг она читает на иврите!!!... Эту пропасть между нами, как и значительную разницу в возрасте мне точно не преодолеть. Но все остальное согрело душу, за что я ей очень благодарна. Я ощутила нить, которая нас сроднила, чего порой нет между самыми близкими, родными людьми. Спасибо тебе девочка, моя хорошая, за нечаянную радость и тепло!
 Это засчитаем за пролог. А дальше Регина сама  рассказывает нам о некоторых эпизодах из истории ее семьи, о чем знает она сама, и то что знает и помнит из рассказов своей мамы Ривы и бабушки Эси.
                Я расскажу историю о своей бабушке Эсе.


      Когда началась война, Эсе - моей бабушке, было 18 лет (на фото справа), она только закончила школу, а ее брату Рувину (онна фото стоит) исполнилось 20 лет.
      Оба они родились и жили со своими родителями, отцом Хананом и мамой Гудей (они на фото сидят рядом с Эсей)  в Баку куда их предки попали из разных мест Украины, спасаясь от погромов. Эся и брат Рува, вместе с родителями шили картузы (фуражки) на старинной швейной машинке "Зингер", которая после войны, досталась моей маме в приданное по-наследству.
      У Рувина было очень плохое зрение, которое не позволяло ему пройти военную комиссию. Так вот, что бы преодолеть это препятствие, которое считал сущим пустяком, он выучил наизусть таблицу, которую врачи-окулисты использовали для проверки зрения новобранцев. Так он попал на фронт . Но война для него закончилась через месяц. Об извещении о гибели Рувина, знали только Эся с отцом, маме они не решились сказать, что Рува погиб.
     Через некоторое время Эся записалась в добровольцы и была сигнальщицей (не знаю точно, как это называется), оказывается на крышах тоже шла война. Она сбрасывала зажигалки. Иначе, люди в бомбоубежище могли бы задохнуться, а дома сгореть дотла. Потом научилась засекать прожекторами в ночном небе вражеские самолёты, что бы истребители могли их уничтожить. Потом, в 1943-44г.г. их посадили на поезд и повезли на Дальний Восток - думали, что будет война с Японией. 

 Когда война кончилась, Эся вернулась    домой.  Это она на фото после войны. Снимок плохо сохранился, но какая она была красавица, видно очень хорошо. Работать приходилось много, но уж по выходным дням скучать было некогда. У них образовалась замечательная  компания еврейской молодёжи. Вместе гуляли, 
ходили в театр, на танцплощадку.
 Так она познакомились с Исаем - со своим своим будущим мужем.
1947 году в их семье родилась девочка Рива - моя будущая мама , а чуть позже у нее появилась младшая сестра Розочка (они вдвоем на нижнем фото).


        Бабушка Эси - моя прабабушка - Гудя, славилась своим умением готовить очень вкусную еду, особенно часто ее приглашали готовить и печь на свадьбы.
       Прабабушка так до самой смерти и надеялась, что её сын Рувин живой, и когда-нибудь вернётся  с войны, ей ведь так и не показали похоронку. 
      Свою прабабушку Гудю я, к большому моему сожалению, не застала в живых, но ее дочь, моя бабушка - Эся часто о ней рассказывала.
     Из своего детства я помню старую машинку "Зингер", которая честно служила нам до самого нашего отъезда а Израиль (к сожалению, сюда её почему-то вывезти не разрешили, уж каких на нее-то  не хватило документов не понятно). 
    А еще я хорошо помню одно блюдо, которое, скорее всего, перекочевало в нашу семью из Украины - вареники с вишнями! Помню к ним готовился такой сироп из вишнёвого сока, это что-то потрясающее.
  До пяти лет я жила с бабушкой Эсей. Мы с ней каждый день ходили гулять на бульвар, это были счастливые годы моей жизни. 
Я как-то всегда чувствовала что она меня любит, хоть она никогда мне об этом не говорила.                                                                                            Регина-Рахель Равинова
                 
     Р.S. У меня, эта незамысловатая история, оставила в душе какое-то теплое чувство домашнего уюта, запаха вишневого варенья и пирогов с корицей, чувство бесконечной надежности и уверенности в тесных семейных узах. Что-то такое родное и понятное, перекликающееся с одним из комментариев нашей читательницы: "именно в таких семьях дети по-настоящему счастливы: они словно в мягкий пуховый кокон укутаны в любовь своей семьи".
      Интересно, а мы - теперешние, какие чувства оставим в душах наших детей и внуков???
Давайте вместе найдем ответ на этот  вопрос. Жду с нетерпение!
                                          Тамара Ройзен
                      ведущая рубрики "Семейные истории"                      
*************************
Хотите предложить тему для обсуждения? Пишите свои предложения :

Наши Адреса

**************************

Прочитали статью - нажмите на кнопочки под ней, расскажите о нас в социальных сетях:Твиттер, Фейсбук и "Гугль+". Спасибо.




22 comments:

  1. "Все мы родом из детства", из уютных маленьких домов, пахнущих по пятницам хлебом и пирогами, из любви и заботы наших мам и бабушек, на долю которых выпало так много испытаний. Ведь жили они в суровые, страшные времена, но сумели сохранить любовь к жизни, душевное тепло, которые передавали нам и нашим детям. И вот, оказывается, так было и в других еврейских семьях, независимо от региона проживания. И это огромная радость – чувствовать эти незримые нити, связывающие наш народ.
    Галюз Фаина

    ReplyDelete
  2. Фаина, ты верно подметила: регион проживания героинь наших историй, практически, никак не отразился на их теплых воспоминаниях и ощущении, что они были любимы своими близкими и это их память детства. И я присоединяюсь, к подмеченному тобой, прекрасному чуству: "это огромная радость – чувствовать эти незримые нити, связывающие наш народ".

    ReplyDelete
  3. Рассказанная Региной история, доказывает "Жизнь наших бабушек и дедушек, продолжается в поколениях."
    также стараюсь передавать моим детям историю, традиции семьи и растить их, как мои бабушки тепло и любя.
    кстати в каком-то из классов в Израильских школах создают дерево семьи, альбом с описанием личности каждого из поколений.
    Тамара спасибо вам, за такие увлекательные рассказы!

    ReplyDelete
    Replies
    1. Саша, вы мне напомнили про школьную традицию, спасибо. Вот тут я и найду историю, которую уже рассказывала сыну, а он вместе со старшим внуком написал её (правда, на иврите) лет пять-шесть назад в специальной работе - семейное дерево. Там есть и сканированные фотографии. Нужно посмотреть. И ещё сейчас припоминаю, что во втором классе и младший внук ко Дню Семьи тоже делал аналогичную работу. Возьму за основу. Уже надо серьезно браться за эту тему.

      Delete
    2. Наконец-то, и МааЯна обратилась к нам лицом! А ведь читает блог регулярно, по-роду своей деятельности обязана! Теперь, я уверена, появится какая-то возможность размещать в комментариях картинки (часто хотелось бы, что-то вставить в текст). Просто замечательно.

      Delete
    3. Тамара, помещать картинки в комментариях не позволяет шаблон блога - это не от меня зависит. Просто на этом ресурсе очень ограниченные возможности - продукт бесплатный, поэтому примитивный.

      Delete
    4. Да, я уже это пощувствовала! А сколько может стоить не слишком замороченный вариант, но все же способный хоть как-то удовлетворить наши растущие, но тем не менее объективные и достаточно скромные потребности ?

      Delete
  4. Я видела такие альбомы у школьников, моя внучка пока в 3 классе и мы ей только по фото можем что-то рассказать, Моя мама успела при жизни многое записать, а вот папа имени своей бабушки не знает. Бабуля и всё! Он был самым младшим внуком от позднего, второго брака своего отца, наверное, в этом причина. Но что-то все же удалось собрать. Надеюсь, что со временем мне то же удастся представить свое дерево. Спасибо, Саша, за твое внимание к рубрике, я жду твою историю. Знаешь, как много людей читают истории о нашем прошлом, задумываются, что-то находят схожего, о чем-то узнают впервые. На многое у людей открываются глаза и они узнают, что и нам есть, что рассказать!

    ReplyDelete
  5. Генеалогическое дерево составить трудно, т.е. прошла война, и почти все семейные архивы потеряны. Я, например, знаю только имена бабушки и дедушки, они погибли в войну. Никаких фотографий не осталось не только их, но и мамы и всех многочисленных ее братьев и сестер.

    ReplyDelete
    Replies
    1. Я с вами согласна, Катя, задача не из легких. Дело долгое и кропотливое. Многое безвозвратно потеряно, но то, что еще возможно восстановить - нужно сделать! Но в этой статье я жду ответа на вопрос " мы - теперешние, какие чувства оставим в душах наших детей и внуков?"

      Delete
  6. Генеалогическое дерево составить трудно, т.е. прошла война, и почти все семейные архивы потеряны. Я, например, знаю только имена бабушки и дедушки, они погибли в войну. Никаких фотографий не осталось не только их, но и мамы и всех многочисленных ее братьев и сестер.

    ReplyDelete
  7. Тамара,ты как всегда на высоте,да и все остальные тоже.
    как жаль,что я не умею так писать,но всё же история Регины на меня навеяла воспоминания о моих бабушках и дедушках.Один из них погиб в 43 г. на фронте,а другого япомню очень хорошо.Спасибо вам за эти истории.

    ReplyDelete
  8. Роза, мне дорога каждая репликаб потому что писать в пустоту просто не возможно. Я считаю, что самое важное - испытыть сопричастность. Мы ведь так долго молчали, наши судьбы казались нам такие песчинками, затерявшихся в барханах песка. А теперь, выясняется, что у нас так много общего, столько событий происходящих в чужой семье так близки и понятны почти каждому из нас. Мы начинаем учиться говорить о себе, о своих корнях. Вдруг выясняется, что нам есть что сказать, есть о чем вспоминать, есть в нас стержень, который нас формирует и роднит. Если пока трудно написать, так для этого я здесь, всегда готова выслушать, записать и опубликовать. Главное, начать!

    ReplyDelete
  9. Нина КнязикOctober 24, 2013 at 3:17 AM

    По ряду причин, мне трудно сделать вывод: влияет ли национальность на тот быт который имеет та или иная семья. Но первые ощущения домашнего тепла у меня появились в возрасте 10-12 лет. Мама не поощряла ходить в гости к подругам и я мало у кого бывала в доме, но она всегда отправляла меня с какими то поручениями к своей единственной подруге Серафиме Иосифовне. Она была моим учителем математике. Жили бедно, но в домах было чисто и всегда пахло вкусной едой. Пекли блины, лепили вареники и пельмени, фаршировали рыбу выловленную в реке. Моя мама с тетей Симой шили нам одежду, перелицовывали пальто, вечерами вязали шторы на окна из ниток №40. Я думала, что так у всех. И когда лет в 15 я пришла навестить свою заболевшую подругу, я увидела запущенное жилище, запах прокисших щей, и я бежала домой , боясь потерять то, что имела. Позже из рассказов мамы я узнала, как важен для человека его быт. Я не могу судить, зависит ли это от национальности, но то что у евреев, которых я знаю, этому уделяется важное значение находит подтверждение и Ваша, Тамара, статья. Знать как жили наши бабушки и дедушки необходимо. И зная мы должны улучшать свою жизнь, жизнь наших детей и внуков. Спасибо, Тамара, Вам за Вашу статью. Понятно, доступно, интересно и поучительно.

    ReplyDelete
  10. Спасибо вам, Нина, за ваш по-семейному теплый и иллюстративный комментарий. Сразу запахло вкусной едой, чисто выстиранным бельем и даже слышу скрип пера, окунаемого в чернильницу-невылевайку, которую в сшитом мамой мешочке на веревочке, нужно было каждый день носить из дома в школу и обратно, т.к. школа работала в три смены. И пальтишко, перелицованное из маминого габардинового плаща, помню. Особенно трудно было подобрать к нему пуговицы, ведь они же нигде не продавались. Спасибо вам за поддержку, для меня очень важно, как отзываются "мои" истории в сердцах наших читателей блога. Надеюсь, вы будете к нам заглядывать на переменках.

    ReplyDelete
    Replies
    1. Тамара, а у нас такая чернильница называлась "непроливашка" и мешочки шил папа. Он же, студент-технолог, перелицовывал нам свою шинель. И я помню себя 4-х летней девочкой: на обеденном столе лежат детали и выкройки, а из ткани торчат коротенькие белые ниточки по всему контуру меловой линии - я заворожено смотрю на них и начинаю выдёргивать, выдёргивать... ох, бедный папа, курсовая работа была сорвана и сдана потом ценой ещё одной бессонной ночи, ведь надо было всё заново восстановить. Днем папа учился, а ночью кочегарил, надо было семью кормить. Последнее перелизованное пально я носила в пятом классе: тёмносиняя форменная грубая ткань, зато пуговицы большие, белые, а по всему подолу и вдоль застежки нашиты красивые бело-голубые кружева - негоже девочкам ходить без украшений! Голь на выдумку хитра.

      Delete
  11. Нина КнязикOctober 24, 2013 at 4:51 AM

    Тамара! Вы задаете вопрос: Какие ценности мы сформируем в наших детях и внуках? Уверяю Вас , Тамара, ценности мы сформируем самые прекрасные. Я смотрю, как занимаются воспитанием своих детей, моих внуков моя дочь Оля и зять Олег. Все в семье крутится вокруг них. И чистое белье и правильная и вкусная еда и труд над учебниками и в спортивном зале и многое другое. Детей они выращивают а не растут они как сорняки. С ними хотят дружить. И это очень важно. Я четко для себя поняла, что все идет из семьи. В настоящем мире детям особенно сложно. В своей статье Вы определили роль наших бабушек и дедушек. Они были мудрыми, а мы теперешние кроме этого еще и грамотные и умные, поэтому мы должны принимать посильное участие и в жизни наших взрослых детей и маленьких внуков. Я думаю, что мы не ударим в грязь лицом перед нашими предками. И все у нас всех будет замечательно.

    ReplyDelete
  12. Тамара, спасибо за статью. очень приятно было читать. а мама плакала когда читала...

    ReplyDelete
  13. Это тебе и маме спасибо! Пусть все у вас в семье будет хорошо и здоровье, и благополучие, и отличное настроение. Так прииятно, что мы с тобой сделали доброе дело, мне это очень сердце греет.

    ReplyDelete
  14. На последнем лидерском тренинге в Иерусалиме, в традиционном "капустнике", завершающем учебную программу, была разыграна сценка по ситуации, описанной в старой хасидской майсе. Целью было показать, важность сосредоточиться на сути проблемы, что бы с водой не выплеснуть младенца. Напомню главный вопрос статьи: "мы - теперешние, какие чувства оставим в душах наших детей и внуков???".
    По итогам на сегодняшний день ответ на вопрос есть только в трех комментариях: у Фаины, Александры и у Нины (во втором ее комментарии). За это вам, девочки, от меня отдельная благодарность. Все комментарии по-прежнему мне важны и дороги, но те, что содержат в себе еще и ответ на дополнительно заданный вопрос, заслуживают дополнительного бонуса. Большое спасибо.

    ReplyDelete
  15. Чёрт побери, Тамарочка!

    Только сейчас выделила время и познакомилась с Вашей рубрикой и у меня нет слов!!! Кроме всего прочего, Вы настоящий, хороший журналист, а возможно, и писатель... А ещё всё жизнь экономистом проработали...
    Поздравляю!!! Желаю Вам и дальше развивать свой талант (вовсе не комплимент, я действительно так считаю!), новых успешных публикаций, комментариев и широкой популярности!
    Спасибо за рубрику

    ReplyDelete
  16. Инна, конечно, чего лукаить - похвала всегда приятна! Но на самом деле, для меня высшей похвалой является доверие, с которым женщины передают мне свои семейные истории, за это я им безмерно признательна. Надеюсь, в скором времени, в подтверждение твоего положительного отклика, у меня в почте появится история твоей семьи. Жду с нетерпением.

    ReplyDelete