Friday, January 3, 2014

"Ароматы еврейской кухни" Ту би-Шват. Бататовый цимес

Фотография профиля пользователя Alla Lantsman
 На этот эксперимент меня подвигла фраза нашего администратора МааЯны: "Уверена, что в процессе изготовления вы что-нибудь измените по своему вкусу, вот у вас и появится фирменный Цимес, который останется в семейном архиве!"

У меня дома оказалось много батата. Обычно я его запекаю с грибами в сливках. Но мы - это я, дочь и невестка на праздничный стол готовили мясные блюда и я не могла использовать сливки. А у меня в семье очень любят цимес. Вот я и подумала, а почему бы традиционную морковь не заменить бататом. И  цвет такой же.  Эксперимент получился очень удачным и вкусным. Обязательно приготовлю его еще раз на Ту би-Шват.

 БАТАТОВЫЙ ЦИМЕС .
5 очищенных батат я нарезала кружочками на специальной терке толщиной ~1см.  Выложила их в смазанную оливковым масло форму для запекания, добавила разрезанные на половинки курагу, чернослив и чеснок. 


Посыпала изюмом, посолила, поперчила, сбрызнула маслом, подлила несколько ложек воды.



Закрыла фольгой, чтобы батат не высох раньше времени, и поставила в предварительно нагретую до 200 гр. духовку. Запекала около часа.



Затем сняла фольгу, очень осторожно перемешала, добавила немного кипятка и опять отправила в духовку еще на 10 мин., чтобы все "дошло".



Батат и все сухофрукты получились мягкими, сочными и очень вкусными. А специи и чеснок придали интересный оттенок. Блюдо было оценено семьей и, думаю, займет достойное место в нашем семейном архиве еврейских блюд..





Алла Ланцман, ведущая рубрики
"Ароматы еврейской кухни

*********************
2. Праздничный стол
2.1. Рош а-Шана - правила и законы.
***Цимес.
***Леках. Медовый кекс
***Мясо с черносливом
2.2. Трапеза перед Йом Кипур
***Креплах в курином бульоне.
2.3. Суккот
***Пракес с фасолью
***Ячменный суп.
2.4. Ханука
***Фальше фиш.
***Творожные шарики.
2.5. Ту-би-Шват
***Цимес из сухофруктов

17 comments:

  1. Алла, отличные фотографии! Это первое, что я вам должна сказать. Второе: тоже попробую сделать в ближайший софШавуа. Мне очень понравилось, что и в духовке можно это блюдо изготовлять, и что батату научусь готовить. Правильно ли я поняла, что сухофрукты не нужно распаривать предварительно, а они развариваются в процессе запекания, так как есть вода??
    Интересно так же то, что добавлен чеснок и острые специи. Это неожиданно.

    ReplyDelete
    Replies
    1. Да. Сухофрукты не надо запаривать, Они распариваются, потому что под фольгой готовится, а воды там всего 5-6 столовых ложек.

      Delete
    2. P.S. А насчет фотографий - это опять же спасибо тебе, Яна! Посмотрела твой мастер-класс и сама решила попробовать. Вроде получилось не плохо, а главное наглядно.

      Delete
    3. Алла, тем-то и хорошо описывать собственные рецепты, что можно по хочу его изготовления делать фотографии всего процесса. И получается именно так - "не плохо и наглядно". А ещё - красиво. Картинки очень привлекают внимание читателей.

      Delete
  2. Блюдо получилось очень красивое, судя по фото, но по виду к цимесу не имеет никакого отношения. Лейт мотивом начинания было: "...на праздничный стол готовили мясные блюда и я не могла использовать сливки." А я как раз на прошедшей неделе увлеклась задачками на логику и мне не составило особого труда подметить, что "краеугольный камень", в данном случае -сливки, оказались невостребованными! Так что будем делать менять название блюда, или дубль два - с добавлением сливок?!

    ReplyDelete
    Replies
    1. Позволь, Тамара, с тобой не согласиться. Почему ты так категорично считаешь что к цимесу это не имеет никакого отношения. как раз по виду - ну прямо цимес моей мамы. Она очень часто нарезала морковку кружочками, а не соломкой. Правда готовила на сковородке, предварительно протирая ее с мукой. Но все течет и меняется. А вот сливки как раз к цимесу действительно не имеют отношения - это совсем другое блюдо под названием ".Батат с грибами, запеченный в сливках":))))

      Delete
    2. Определение к моему посту - "категорично" абсолютно не подходит. Нужно внимательно прочесть цитату про сливки, вот от туда и ноги растут. Для меня цимес - это то, во что можно умочать подсушенный хлебчик (название от дедушки) и чмочькать (смаковать!), без этого - оно не цимес, а все что угодно: красивое, вкусное, ароматное и 1000 прочих эпитетов. Моя бабушка то же готовила цимес и я всегда считала, что главное в нем - подливка! Она резала морковь кубиками, слегка припускала её в сливочном масле, добавляла изюм, заливала молоком или не густыми сливками и тушила до полной готовности моркови, минут за 15 до готовности, добавляла мёд, может и палочку корицы точно не знаю, помню только аромат. Это был самостоятельный десерт, его, конечно, можно было добавить к отварному рису, но она этого не делала. Знаю точно, что у каждой хозяйки был свой рецепт, которым не спешили делиться, может конкуренции боялись, а может боялись утратить свою индивидуальность. Во-всяком случае, когда не стало моей мамы, единственное, что пропало из нашего дома - это ее тетрадь с рецептами. Кто и для чего ее взял мы так не смогли узнать даже спустя 11 лет...

      Delete
    3. Вот видишь, Тамара! Это еще раз доказывает что у каждой хозяйки была своя изюминка. Очень много в своей жизни ела разных цимесов, но впервые услышала о сливках. Поэтому у меня и не складывалось:СЛИВКИ - ЦИМЕС.

      Delete
  3. Да тут уж, как в старом анекдоте - "хоть тушкой, хоть чучелом"... Со сливками ли, без них ли - главное, что получилось: 1. вкусно, 2.красиво, 3.полезно 4.заманчиво для других. А сливкам тоже найдется применение, Аллочка нам потом запечатлеет, что она из них сотворила. Что вам всем было вкусно!!!

    ReplyDelete
  4. P.S. Прошу читателей обратить внимание на эту фразу "Но мы - это я, дочь и невестка на праздничный стол готовили" - вполне достаточное основание, чтобы разместить этот кулинарный пост и в рубрику "Семейные ценности"... Сразу ясен семейный уклад!

    ReplyDelete
  5. Т.е. практически, можно объявлять конкурс на лучшее название красивейшему и полезнейшему блюду, родившемуся на кешеровской кухне в блоге "Ароматы еврейской кухни"! Это круто! Виват "ЛанАлЦимесБат"!

    ReplyDelete
  6. Дорогие подруги,ваша "цимесная"полемика навеяла на меня приятные воспоминания.
    А именно -о моём кишинёвском начальнике Валере Северин(кстати,
    замечательном организаторе и грамотном специалисте),который любое 1-ое блюдо,
    будь то суп,солянка и т.д.,нзывал БОРЩём.

    ReplyDelete
  7. Это ж надо! Кто бы мог подумать что наша "цимесная" полемика (как ты точно выразилась) навеет на тебя такие приятные воспоминания. Никогда не знаешь откуда что всплывет.:)))

    ReplyDelete
  8. И самое главное,Аллочка,что вкусно,и комментарии закончены на весёлой ноте.

    ReplyDelete
  9. Аллочка,так вкусно,что аж слюнки потекли.Спасибо большое по твоим рецептам можно изучать еврейскую жизнь.

    ReplyDelete
    Replies
    1. Роза, Алла вам, конечно, ответит, но и я хочу сказать пару слов. Рада, что у вас нашлось время для блога - это здорово! А ещё вопрос (имею спросить, как говорят в Одессе) - у вас ведь тоже есть рецепты цимеса? так поделитесь с нами, пожалуйста. Будем очень благодарны.

      Delete
    2. Розочка! Услышать похвалу от такого кулинара, как ты - это дорогого стоит. Спасибо. Значит буду и дальше по возможности фотографировать.

      Delete