Monday, January 13, 2014

Практика еврейского образования. Второе Задание и подарки.


Фотография профиля пользователя Keren Mochalov

Дорогие мои читатели! Продолжаем с вами исследовать вопрос, поставленный в презентации рубрики: Исследуем тему. "Есть ли оно Еврейское Воспитание"...
Философских аспектах мы с вами уже говорили тут: Философия еврейского воспитания.
Сегодня я начну, а потом с вашей помощью продолжу, разговор об образовании. Для того, чтобы вы могли высказать свое мнение и привести свои примеры из жизни и окружающей нас действительности, предлагаю ознакомиться сначала со статьей, которую я буду много цитировать ниже (читайте тут-тут).

У нас достаточно большая семья. Правда, все живут в разных странах, мало общаются, но издалека знают, как у всех жизнь, как дети, внуки, каких успехов достигли, в какой области
продвинулись... Я и сама такая: общаюсь со своими мало, но горжусь ими и всем рассказываю, что мамин двоюродный брат ( на год меня старше) закончил в своё время институт имени Баумана. Много у нас в семье учителей, врачей, инженеров. После войны почти все учились и имеют высшее образование - предмет гордости старшего поколения.
 И я часто задумываюсь, почему дедушке, бабушке, их сёстрам и братьям было так важно, чтобы дети получили образование? Что же ими руководило? Только ли желание престижной работы для своих? Ну и это конечно тоже. Зарплата. Уважение. Но ведь должно было быть что-то ещё. Тёплое местечко можно иметь и без высшего образования. Не было у меня ответа.

 Но вот недавно попадается мне замечательная статья проф. Шлянкевича Марка "Религиозное образование в жизни еврейского народа". Полагаю, что если вы её прочтёте, то сможете многое понять в жизни еврейского народа, который с момента своего формирования уделял столько внимания образованию.
Немного истории. Мне всегда представлялось загадочным, как одно из малоизвестных племен пастухов и кочевников, живших в окружении высокоразвитых древних цивилизаций шумеров, хеттов, персов и египтян, смогло не только уцелеть, но и превратилось в народ с высоким интеллектом.

Можно согласиться с мнением профессора Луговского, что одним из факторов падения великих цивилизаций Древнего Мира было их "информационное переполнение", вызванное недостаточным интеллектуальным ресурсом их народов. Тогда возможно допустить, что древние евреи избежали этой участи, пойдя (осмысленно или по воле Истории) по пути длительного (много столетий) широкого образования всего народа, создав этим тот важный интеллектуальный ресурс, который позволил не только им самим преодолеть "информационное торможение", но и обеспечить "резерв интеллектуальной прочности" всего человечества.

Именно это и служит основной идеей настоящей статьи, предполагая иной, более благоприятный сценарий развития нашей цивилизации "по еврейскому пути" – всеобщее образование необъятных масс ныне живущих людей, повышение общего интеллекта человечества и выпестовывание его интеллектуальной элиты из представителей разных народов. На это потребуется много средств, усилий и несколько столетий (может, всего-то одно-два). Но это даст возможность нашей цивилизации полнее использовать интеллектуальный ресурс человечества и избежать "информационного торможения", по крайней мере, в обозримом будущем. Будем надеяться, что человечество пойдет по этому пути."

 Профессор Шлянкевич высказывает совершенно потрясающую мысль: он рассматривает иудаизм как вполне материальную силу, как единственную в древности систему всеобщего образования, поднявшую интеллект евреев. В статье указывается на высочайшую роль учителя в системе религиозного образования.
Добавлю от себя, что у моих бабушек и дедушек слово УЧИТЕЛЬ на генном уровне вызывало почтенный трепет. Они были у меня в пединституте на выпускном. Сколько гордости я читала в их глазах! Конечно, ни о каком религиозном обучении не шла речь, но что было важно для старшего поколения? Чтобы дети рано начинали читать, писать, чтобы в школе были на хорошем счету, с уважением относились к учителям. Родители собирали для нас домашнюю библиотеку, т. е. любовь к КНИГЕ шла, видимо, через века.

На что я советую обратить внимание в статье. Обучением и воспитанием детей в семье занимались оба родителя. Отцу отводилась огромная роль: он занимался с мальчиками очень интенсивно, вплоть до 6-летнего возраста, когда ребёнку положено было идти в школу. Кстати, эта традиция сохранилась и по сей день в религиозных семьях.
Так, или почти так, было и в наших семьях, когда мы были детьми. Несколько поколений жили в одном доме. Поэтому все принимали участие в образовании и воспитании детей. Во все времена считалось, что дети из приличных еврейских семей должны находиться под неусыпным надзором взрослых, не "шататься" по улицам, не бездельничать. Мало того, у всех были кружки, музыка, плаванье. И нас водили туда мамы, если были свободны, но чаще это были наши любимые бабушки. Всегда еврейские дети считались самыми обучаемыми, самыми воспитанными. Это было предметом гордости, но и зависти окружающих.

Бабушка моя Хися была хорошей портнихой, но ни маму, ни тётю, ни меня не хотела учить своему ремеслу. Всегда была одна отговорка: "Учитесь, получИте диплом. На зарплату, которая у вас будет, можно будет купить любое платье..." Я не обижалась, но машинку крутить хотелось.
Повзрослев, я стала задумываться и поняла, что за этим всем стоит: важность прорыва в общественном мнении, выход из собственной черты оседлости, возможность дать высшее образование детям, гордость за них. Ведь бабушка прошла только домашние университеты. И это было оправдано. Девочки из еврейских местечек воспитывались и обучались традиционно дома: знала множество сипурим из Торы, была прекрасной хозяйкой.
Дедушка мой и его братья получили классическое еврейское образование: до 6 лет их отец обучал дома Торе и ремёслам (дед был отличным столяром), а затем хедер. И так до революции. Но осознание того, что дети ДОЛЖНЫ получать образование, было впитано с молоком матери. И так было в каждой еврейской семье.
Я помню разговоры в семье на идише о достоинствах советской власти: дети теперь бесплатно учатся в институтах, а так где было брать деньги. Любимые мои бабушка и дедушка! Вечная вам память!

 Проф.Шлянкевич цитирует Нормана Лэма, равина, д-ра философских наук, ректора нью-йорской школы Йошива-Юниверсити. "Это самая необычная идея в истории религии: всему народу заповедано учиться" И далее проф. Шлянкевич "именно интенсивное религиозное обучение всего народа в течение 3-тысячилетий и подняло интеллектуальный уровень евреев до таких высот"
Понятно, что религиозное обучение евреев прервалось в СССР, но интеллект требовал новых знаний и соответствующего образования. Какое же образование мы выбираем сегодня для наших детей? Это решать каждой семье самостоятельно.

Выбирая для своих детей, вы делаете это от чистого, любящего сердца, согласно своим убеждениям и миропониманием. Мы все желаем нашим детям только добра.
А я благодарю профессора Шлянкевича за то, что он открыл мне глаза на многие вещи в обучении и воспитании евреев, привёл в систему мои мысли и убедил меня в правильности моих взглядов на мир.

Задание 2. Пожалуйста, расскажите, кто и как заботился о вас в вашей семье. Какие кружки вы посещали. Была ли в семье домашняя библиотека.

Керен, ведущая рубрики "Жизнь прекрасна" 
и
запевала в теме "Еврейское воспитание"

Благодарю Светлану-Леору Надельсон за участие в нашей программе и выполнение Первого задания:

********    
Мы ждем ваше мнение. Выскажите его в комментариях. Выберите в подписи профиль «Имя/URL» и напишите своё имя, можно и без URL. Если у вас есть почта Гугль, выбирайте "Аккаунт Гугль". Смелее!

*******  
Хотите предложить тему для обсуждения? Пишите свои предложения : Наши Адреса

*******
Прочитали статью - нажмите на кнопочки под ней, расскажите о нас в социальных сетях:Твиттер, Фейсбук и "Гугль+". Спасибо. 

3 comments:

  1. Светлана - ЛеораJanuary 17, 2014 at 1:50 AM

    Очень понравилось все написанное Керен, в том числе и статьи, на которые она обращает наше внимание. Пытаюсь ответить и на второе задание Керен.
    Еврейские мудрецы считают, что не бывает нерешаемых задач.
    ЛЮБАЯ... ЗАДАЧА имеет решение. Есть Мишна - постановка задач. Затем - Гмара - обсуждение. Есть задачи и попытки решений. По полстраницы обсуждений, и заходят в тупик. Или написано ; "...Прийдет Машиах и ответит на все вопросы...". В Талмуде мудрецы записывали путь решения любой из поставленных ими вопросов (задач). Даже начало их решения, не до конца. Иногда, только полстраницы. Зачем ? Чтобы все видели их путь решения. Были уверены, что решение есть ; пусть именно они его и не знают. Другие, за ними, ДОРЕШАТ. доведут решение до конца. Есть агаддическая часть (вокруг Талмуда), пример ; труба, дымоход, и два человека ночью. на крыше, попавшие в дымоход. Один оттуда вышел, чистым, другой - грязным. Кто пойдет мыться?... И начинаются рассуждения ; а что они делали на крыше ? Как вместе туда попали в дымоход ? А почему ?... Много "Почему?"...
    Есть обычная логика, и есть талмудическая логика. И даже в советских вузах, некоторые преподаватели - философы об этом говорили студентам. Еврейская логика опровергает "комплекс обученной беспомощности". Что это такое?
    Пример; эксперименты с собакой. Подводят к ней, сидящей в клетке,
    электроды . Есть рычажок, удары током. Собака хочет выйти из клетки, ищет выход, прыгает, кусает ручку двери. Но каждое ее действие выбраться - сопровождается ударом тока по ней. Она ложится - удары реже и слабее. Собака уловила закономерность. Лежит, ничего не делает. К концу эксперимента открыли дверь клетки ; собака, ни во что хорошее уже не веря, НЕ ВЫШЛА...
    И у евреев долго, каждое активное действие наказывалось. Но они всегда старались найти выход из положения. Не буду приводить сейчас примеры ; Вы знаете их. Немало...
    Именно изучение Талмуда, еврейское воспитание, еврейское образование, о чем очень хорошо напомнила нам всем КЕРЕН, на протяжении поколений ПОМОГЛО НАМ, ЕВРЕЯМ, "не опускать руки". Еврейское воспитание, еврейское образование НЕ ДАЛО ВЫРАБОТАТЬ у нас "комплекс обученной беспомощности".

    ReplyDelete
  2. Светлана - ЛеораJanuary 17, 2014 at 2:14 AM

    ПРОДОЛЖАЮ. Конкретнее, кратко, на моем примере.
    Подруга моя, одноклассница младшей родной сестры Лорочки, и моя студентка затем по Иркутскому институту иностранных языков, русская по национальности, Наталья Малеева - Арбатская, которую я ОЧЕНЬ ЛЮБЛЮ, написала в комментарии к моей публикации "Уважение родителей", что мои родители были "другими"... Не похожими на ее, и других... Не лучше, и не хуже. А - "ДРУГИЕ". Жили ради детей, их будущего. Дома было главное богатство; книги. Деньги на этом не экономили. Я продолжила начатое ими. Но теперь, живя на съемной квартире, три года назад освоив немного компьютер - не стремлюсь покупать много книг, как и многие из нас. Но имею много (много потерялось при переездах) книг и в н. время.Сын подарил две разные электронные книжки. Предстоит еще освоить и их. Записана в нескольких библиотеках города и т.п. Внукам подарила детскую еврейскую энциклопедию (много томов). Сын, Каплан Хаим (Эдик) - преподаватель Талмуда, уделяет внимание и четырем своим сыновьям, внукам нашим (живут в Бейт Шемеше). Когда гостят у меня, то в музее кукол (танахические сюжеты), в Хайфском Центре Кастро бывают "гидами "; Как то готовилась к очередной встрече подруг в начале августа 2013 года, читала им непонятные места мне, по методической разработке Валентины Томилиной. Я и внуки сидели за столом без еды. С книгами, бумагами, карандашами, ручками. Так три старших внука, Иосиф, Шмуэль, Бенцион - 13 и 11 лет, 7 лет, объяснили все неясности, на примерах. Они научили меня разбираться в еврейском календаре, сопоставлять его со светским, определять начало месяца - РОШ ХОДЕШ. Я всему этому научила затем подруг.
    В детстве закончила музыкальную школу ( до сих пор играю на фортепиано, на всех премьерах Хайфского симфонического оркестра бываю, организовываю поездки в Театр оперы Тель Авива, сама рассказываю по дороге о них. Ежегодно езжу на Фестивали клейзмеров в Цфат , Фестивали духовых инструментов в Кфар Сабу и т.п.).
    Закончила спортивную школу по настольному теннису. Закончила математическую школу с золотой медалью, была ленинской стипендиаткой в вузе. Закончила аспирантуру, написала диссертацию, и так далее.
    И все это, и желание УЧИТЬСЯ до сих пор - благодаря моим корням, моим родителям. Моей судьбе... В настоящее время - моему окружению, и нашему Проекту Кешер...

    ReplyDelete
  3. Светлана! Большое спасибо за твоё участие в обсуждении.
    Мне нравится твой подход к воспитанию внуков: УЧИТЬСЯ У НИХ. Этим самым мы восполняем собственные пробелы в еврейском образовании. Я знаю, что некоторые наши подруги берут уроки у известных равинов, а сколько важного и интересного мы получили на уроках ВАЛИ ТОМИЛИНОЙ! Низкий поклон тебе, дорогая Валюша, и доброго здоровья на долгие годы! Здесь мы прослеживаем еврейскую традиционную методику обучения: мы получили знания, далее, принесли их в свои группы, а затем каждая из участниц передала эти знания своим детям, мужу, подругам...

    ReplyDelete