Wednesday, December 25, 2013

Чаепитие на Ту-би-Шват. Задание 3. Человек - дерево: обижаться, или радоваться?

Как часто мы слышим, а то и сами восклицаем: «Ну ты – дерево! Ничего не понимаешь!». Или браним тех, кто недостаточно чувствителен – «чурбан бесчувственный!» Обижаться на сравнение с деревом? 
Давайте разберемся.
 


Вот что гласят еврейские источники:
1. ''Ибо Господь, Бог твой, ведет тебя в землю хорошую, в землю потоков вод, ключей и источников, вытекающих в долинах и в горах. В землю пшеницы, и ячменя, и винограда, и фиги, и граната, в землю оливы и меда''. (Дварим, 8:7-8).


2. ''Если осаждать будешь город долгое время, чтобы завоевать его, чтобы взять его, то не порти деревьев его, поднимая на них топор, потому что от него ты ешь, и не руби его, ибо разве дерево полевое - это человек, чтобы уйти от тебя в крепость?'' (Дварим, 20:19).
В первом высказывании дерево, дающее плоды, явно выступает в роли залога благополучия жизни народа в Земле Израиля. Во втором - из «залога» может превратиться в «заложника» человеческой воли и его военных потребностей.
В этой известной фразе дерево противопоставлено человеку. Но именно отталкиваясь от нее, мудрецы Торы ищут сходство между человеком и деревом.

Хотите примерить на себя роль мудреца? 


Попытайтесь доказать сходство человека с плодовым деревом. Напишите нам, в чем именно вы видите это сходство? Это сравнение возвышает или принижает человека? А почему дерево «полевое», а не «лесное»?

3. "Когда ты придешь в Землю, то насадишь все виды фруктовых деревьев" (Ваикра 19:23).
Конечно, и каждому из вас хоть раз в жизни доводилось сажать деревья. Как не посадили ни одного дерева?! Не расстраивайтесь – еврейская Традиция дает вам шанс исправить эту досадную ошибку именно в Ту-би-Шват: посадить самому дерево или оплатить организованную посадку через Керен Кайемет ле-Исраэль. Об этом можно узнать тут http://www.kkl.org.ru/index.php?option=com_content&task=blogsection&id=6&Itemid=37


Фотография Ларисы Табачник

А с каким плодовым деревом вы ассоциируете себя? Что вас роднит?

4. В Гемаре* (Таанит, 56) приведена притча о человеке, который идя по пустыне, голодный и мучимый жаждой, нашел дерево со сладкими плодами, с широкой кроной, дающей густую тень, а под ним – ручей. Напившись чистой воды, насладившись вкусными плодами и отдохнув в прохладной тени, человек захотел высказать какое-нибудь доброе пожелание этому дереву. Но какое? Все было у него - всем благословил его Всевышний! И сказал человек …

Подумайте, что мог пожелать в знак благодарности человек дереву, которое, по его мнению, уже полной мерой благословил Творец?

Не обязательно отвечать на все вопросы, можете ответить на любой из них. Мы ждем ваших ответов!

*ГЕМАРА́ (גְּמָרָה, арамейское גְּמָרָא, буквально `завершение`, `изучение`, `воспринятое от учителя`), свод дискуссий и анализов текста, включающий их постановления и уточнения Закона. В обиходе термином Гемара часто обозначают Талмуд в целом, а также каждый из составляющих его трактатов в отдельности.


Валентина Томилина, ведущая рубрики Еврейское наследие.
********************

Дополнение от Керен - копия статьи рава Берла Лазара "Четыре урока ТУБИШВАТа" - в Документах Гугль читать всем!! Лучше не сказать.
********************
"Чуть-чуть иврита". Цветет миндаль - приходит весн...
Виртуальное "Чаепитие на Ту-би-Шват" в израильском...
Чаепитие на Ту-би-шват. Что такое гематрия. Первое...
Чаепитие на Ту-би-Шват. Задание 2. Чем благословле...
Чаепитие на Ту-би-Шват. Алла Ланцман: о гематрии и...
Чаепитие на Ту-би-Шват. Лариса Табачник про оливки...
Чаепитие на Ту-би-Шват. Выполняю свой вариант ваши...
"Чуть-чуть иврит" "Человек как дерево полевое"



8 comments:

  1. Древо, как и человек, состоит из связанных друг с другом составных частей.
    В основе дерева - корень, и в продолжении его тело: ствол, ветви и листья, и самое главное - плоды.
    Основа человеческого естества - тело, которое происходит из соединения спермы и яйцеклетки;
    существуют также органы, и существует сила рождения, приносящая ребенка.

    У человека тоже есть составные части: корень, тело и плоды, которые объясняются разными способами.
    Некоторые объясняют, что корень - это родители, тело - это сам человек, а плоды - это его дети.
    Рабби Любавический объясняет, что сравнение человека с деревом не только внешнее, но и внутреннее,
    связанное с духовностью еврейского народа. Корень человека - это вера.
    Так как корень - это невидимая часть, так и вера - это невидимая часть, которую тяжело разглядеть.
    Но именно тот факт, что корень - это невидимая часть, дает ему силу, срок жизни.
    Когда корни не спрятаны глубоко, несильные, они могут с легким ветром быть вырваны.
    Самое важное в дереве - это тело: ствол, ветви и листья. Тело дерева растет с годами.
    Старое дерево сильнее, чем молодое. Тело дерева - это самая главная часть в дереве,
    она определяет величину и красу дерева. Есть низкие деревья, высокие, узкие, широкие,
    полные зелени и без листьев - не корень и не плоды устанавливают это, а тело.

    Человек тоже состоит из тех же составляющих, что и дерево. У человека тоже есть составная часть,
    которая в ответе за его место в мире. Жизнь человека не состоит из больших и грандиозных дел,
    а из ежедневных забот. Человек сам решает, быть ли телу его жизни широким, полным, высоким и
    красивым. Жизнь еврея, соблюдающего законы Торы, похожа на красивое дерево.
    Тот, кто делает наоборот, превращает тело своего дерева в безлиственное, низкое.

    Третья составная часть дерева - плоды. Есть деревья, дающие плоды, и есть деревья,
    не дающие плоды. Значение дерева, не дающего плоды, меньше, т.к. плод - это доказательство
    здоровья и защищенности дерева, и с помощью семян его плода можно вырастить еще деревья.
    У человека тоже есть духовные плоды, которые говорят о здоровье человека, эти плоды -
    это возможность влиять на другого. В силах человека пользоваться своими способностями и
    знаниями, чтобы посадить еще деревья.

    Многие считают, что этап плодов подходит больше к тому, кто родился в еврейском духе,
    кто рос и учил Тору, чья семья следит за традициями. Другой человек, который не
    воспитывался в духе Торы, все еще находится на этапе корней, может быть, начинает этап
    ствола и ветвей. А как же плоды? Он все еще не находится на высоком уровне?

    Рабби говорил, что еврей должен знать: если он знает значение А в еврействе, нужно
    переходить к другому еврею, который этого не знает. Вместе с тем он должен продолжать
    учить значение Б, заповеди, которых он еще не знает. Но не нужно думать, что тогда,
    когда он закончит учиться, он будет влиять на других, так как нет конца учению,
    а есть только начало, и тогда, когда он начинает учить, он начинает влиять.

    Так как народу Израиля нужны крепкие корни, красивые деревья и вкусные плоды,
    нам нужно вкладывать веру в наши каждодневные дела, в наше тело, в нашу семью
    и общество вокруг нас.

    ReplyDelete
    Replies
    1. Браво, Эмма! Доброе начало положено нашему обсуждению! Значит Вам не обидно сравнение с деревом! А с каким из них ассоциируете себя? Процветания, крепких корней, мощных стволов и ветвей и достойных плодов !

      Delete
  2. Я проанализировала себя давно и давно знаю, что мне подходит сравнение с "лимонником китайским", который распространен по таежным лесам всего Дальнего Востока, откуда я родом. Это дерево - лиана, во время цветения является медоносом, плоды и кора имеют лечебные свойства.
    "Растет группами, образует заросли, светолюбиво, может расти на бедных почвах, длина лозы 10-15 метров, урожай обильный, СПИРАЛЬНО ОБВИВАЕТ ОПОРУ ПО ЧАСОВОЙ СТРЕЛКЕ".
    С деревом-опорой всегда дружит.

    ReplyDelete
    Replies
    1. Было радостно, Мааяна, прочесть о старом добром знакомом. Очень уважаемо это растение в семье моего мужа - всегда росло на даче. Использовалось в нашей семье, как лекарственное средство. Достойный выбор!

      Delete
  3. Мне тоже очень нравится притча о дереве, из Таанит, Я всегда на встречах группы, посвященной Новому году деревьев, вспоминаю эту притчу.
    "Перед тем, как вновь отправиться в путь, обратился он к дереву и сказал: "Дерево, дерево, как мне благословить тебя?
    - Чтобы плоды твои были сладки? Так они уже сладки.
    - Чтобы в тени твоей людям было хорошо и прохладно? Так это уже и теперь так.
    - Чтобы ручей протекал здесь и поил бы тебя и людей? Так ведь течет здесь ручей.
    Вот как я хочу благословить тебя:
    - Пусть все деревья, которые вырастут из семян плодов твоих, будут такими, как ты..."

    ReplyDelete
  4. Аллочка, бурные овации!!! Именно это ответил благодарный человек дереву, не обделенному милостями Творца. Давай те же и мы пожелаем друг другу, чтобы наши дети и внуки унаследовали то лучшее, что мы с любовью передадим в наследство: уважение еврейским ценностям, любовь к близким, неравнодушие к окружающим, желанием получать добрые плоды от достойно прожитой жизни! Чего, как говорится, - и вам!

    ReplyDelete
    Replies
    1. С большим удовольствием присоединяюсь ко всем твоим прекрасным пожеланиям. АМЕН!

      Delete
  5. Звиняюсь за опоздание - болею))... Я ассоциирую себя с апельсиновым деревом - обожаю тепло, лето, солнце, и почти рызяя))...Его цветение очень ароматное, и наполняющее - когда я "цвету"(мне хорошо, полна энергии) - стараюсь этим поделиться, и заразить как можно больше тех, кого люблю... И плоды, полезные, вкусные, и все любят - мои дети!)...

    ReplyDelete