Sunday, December 22, 2013

Светлана-Леора Надельсон. Задание 1. УВАЖЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ.

Фотография профиля пользователя Svetlana Nadelson 
"Еврейской мамой надо быть всю жизнь..." - из юморески Геннадия Хазанова.
ЕВРЕЙСКАЯ МАМА... Она живет не для себя, а  ради детей своих.
Мне повезло; у меня было аж две мамы;
***Первая - родная... Было бы 90 лет сейчас, но в 63 года своих - ушла Ты, любимая. Учительница русского языка и литературы, директор школы. Родом с Украины. Голодное детство. В Сибири - не приобрела подруг. Только семья, злая, глупая свекровь, "мизинца твоего не стоящая". Как в ссылке была Ты там. Письма родных, редкие поездки на Родину - маленькие радости. Ничего для себя. Все для детей. До сих пор помню, как учила меня; "Домети. Иначе замуж не выйдешь", "Не свисти в квартире  - деньги уйдут", "Замуж - только за еврея". И еще, главное;"Никогда не строй свое счастье на несчастье другого".  А моему молодому мужу, ради меня приехавшему с другого конца страны
знакомиться с родителями  (Кавказ - Сибирь), сказала ; "Света - хорошая...", что он не раз повторяет ее слова мне и очно, и - заочно. И при ссорах - помнит эти слова, и что - за ними... (Как и я помню слова свекрови на мои жалобы ; "Ты поймала "золотую рыбку". Саша- хороший..." ). Гордилась мной. Отличница. Нет проблем по учебе. Родители никогда не заглядывали в мои тетрадки. Даже текущие оценки были всегда "отлично" ("пятерки", по нынешнему -"100 процентов")   (По жизни получать оценки  "отлично", сложнее, чем по учебе, увы... Мои "отлично" сыграли и негативную роль ; переживания за мои "падения" по жизни в дальнейшем были намного глубже, полагаю, чем у "неотличников", "хорошистов", "троечников", "двоечников". Их трудности закаляли, а я до сих пор часто ... "витаю в облаках". (Поэтому старалась уделять много внимания воспитанию своих детей. Их оценками не успокаивалась. И они выросли самостоятельными, более подготовленными к трудностям жизни, чем я была после школы, вуза, аспирантуры...  Я не была подготовлена к трудностям жизни. И своим самовоспитанием до сих пор обязана заниматься. ).
Очень МАМА ЛЮСЯ переживала, так как долго не устраивалась моя личная жизнь женская. Молилась за меня  ежесекудно, чтобы была счастливой ...
Очень скромная, добрая, благодарная. Мама моя, для меня - ОСОБЕННАЯ ; Людмила Соломоновна  Каплан (Княжанская  - по отцу)
Прости, родная, что многое не додала тебе я. За то, что не всегда понимала тебя. Точнее ; не успела...

***Вторая мама моя - тетя Сонечка (Софья Иосифовна Волошина), с г. Киева  по крови - неродная.  Узнавшая и полюбившая меня в мои неполные 19 лет. Племянник ее мужа, дяди Мили (Самуил Аронович Гольцман, и он очень меня полюбил), жил в нашей семье 40 лет, женившись на матери отца, потерявший свою семью в Умани во время войны. У тети Сони и дяди Мили не было своих детей. И узнав меня в мои 18 лет, за мою душевность, полюбили более своих родных, до своего ухода. 18 лет я была Вашей "названной дочерью". И сына моего, и доченьку -малюсю - полюбили Вы, и мужа моего. Направляли меня, воспитывали, учили, помогали.Наследовали все, что имели, в том числе и квартиру в центре Киева. Дядя даже в тему моей тогдашней научной работы  "вошел" и помогал мне  писать некоторые статьи и диссертацию по экономической теории и социальному планированию (что с развалом Союза бывшего никому не нужно давно)
 Простите меня, тетя Сонечка,  Любимая, что не смогла Вас "мамой" назвать,
называть. Вы  сами никогда и не просили этого, но потом , по оставшимся черновикам писем Ваших я поняла, как Вы хотели  этого. Простите, что не догадалась. И за то ПРОСТИТЕ, что не все Ваши просьбы выполнила...
Точнее ; не успела...

***Папа мой, Ефим Вульфович Каплан - прошел войну 1941-1945гг (для него она длилась с 1939г. по 1948 г), из плена сбежал. Преподаватель немецкого языка (Он закончил Иркутский институт иностранных языков, в котором потом я, его дочь. преподавала  много лет). Водил в разные  кружки, в музыкальную, спортивную школу (по теннису), на бальные танцы, в театр (покупал билеты на самую галерку, но часто). Зимой в огороде делал каток, учил кататься на коньках, на лыжах, встречал трамваи, ожидая меня. Сопровождал покупаться в Ангаре. Когда в Москву, в мое аспирантское общежитие  пришла телеграмма от кого-то, что у него обширный инфаркт, и я судорожно начала собираться к полету в Иркутск. Пришла от него обманная телеграмма "Не приезжай, доченька. Продолжай учиться. Справлюсь. Все прошло. Все в порядке. Не приезжай". Поддерживал всегда и ПОМОГАЛ безгранично. Чтобы иметь возможность помогать мне,  московской аспирантке,  не сообщив мне, будучи на пенсии, пошел дворником подрабатывать, убирать снег на высокой горе.
Простудился, осложнение на сердце, ставшее  очень больным. Моему маленькому сынишке Эдику без конца читал книги (с 6-ти лет мальчик был записан вовсе имеющиеся библиотеки города, наглаживал одежду, во всевозможные кружки водил. Эдик стал Хаимом, взяв взрослым имя дедушки.
И его фамилию взял. Фамилию "Надельсон" сменил на "Каплан". В память о дедушке. Такой же сам сейчас любящий отец моих четырех внуков, своих сыновей. Ради детей живет. Повышенный инстинкт отцовства. Учился в разных, самых лучших ешивах, с 15-ти лет. Стал преподавателем Талмуда. Настоящим евреем, как и все мои четыре внука становятся.)
Сердце такое любящее отца моего - стало больным, рано ушел из жизни...
И ты прости меня, ПАПА, что не додала тебе я... Точнее ; не успела...
***И еще не могу не сказать о младшем брате моей мамы. Эдуард Соломонович Княжанский. Мой родной дядя.  Я пошла в первый класс.
А Ты - поступил на первый курс медицинского института в г. Иркутске.
Приехал из Кривого Рога. На Украине Ты, еврей,  не мог поступить в медицинский институт. Эдик  жил  не у нас дома, а в студенческом общежитии. Но часто приходил к нам. Мы (я и моя младшая сестра Лариса) растили цыпляток в клетке, ты шил нам игрушки тряпичные. Наверное, не умею рисовать, потому что ты рисовал за меня ; волшебная  лопата, от которой лучи, свет, иллюстрации к сказкам (до 10-ти лет  не хотела читать  ничего, кроме СКАЗОК).. Поэтому и ищу по жизни СКАЗОК, КРАСОТУ, ВОЛШЕБСТВО, 
что Ты - первый открыл мне их. В честь Тебя, живого, моего первенца назвала ЭДИКОМ. Не готовила никакие другие имена. Только "ЭДИК". Моего сына все теперь Хаимом зовут, но от меня он слышит "Эдик". 
 Ты сейчас есть,  дядя мой, Эдик, Ты живешь в Америке, больной человек. Прости, что не звоню часто Тебе... Надо успеть... Обязана успеть...


*** Ричард Бах писал  так; "Каждому из нас при рождении дают глыбу мрамора и резец скульптора.Мы можем таскать эту глыбу за собой, так к ней и не прикоснувшись, мы можем раздробить ее в мелкую крошку, но в наших силах создать из нее великое творение красоты". Понимаю это так, что надо продолжать свое воспитание самому. Приобщаться к еврейской мудрости, к еврейской философии, к тому, чего мы были лишены в детстве.
И взять все лучшее, от наших родных, от наших учителей, и успеть передать (ничего не навязывая, примером своим, любовью своей) детям, внукам.
Так, председатель нашего еврейского общества в г. Владикавказе, Марк Борисович Петрушанский, любил повторять; "ЕВРЕЙ - НЕ ТОТ, КТО ЕВРЕЙ ПО ДОКУМЕНТАМ, А ТОТ, У КОГО ВНУКИ - ЕВРЕИ"...
СВЕТЛАНА-ЛЕОРА  НАДЕЛЬСОН

***
Исследуем тему. "Есть ли оно Еврейское Воспитание"...
Философия еврейского воспитания. Первое Задание и ...
Чаепитие на Ту-би-Шват. Задание 2. Чем благословле...
***** 
Мы ждем ваше мнение. Выскажите его в комментариях. Выберите в подписи профиль «Имя/URL» и напишите своё имя, можно и без URL. Если у вас есть почта Гугль, выбирайте "Аккаунт Гугль". Смелее!
*******
Хотите предложить тему для обсуждения? Пишите свои предложения : Наши Адреса *******
Прочитали статью - нажмите на кнопочки под ней, расскажите о нас в социальных сетях:Твиттер, Фейсбук и "Гугль+". Спасибо. 

9 comments:

  1. ..."Мои бабушки, деды… Они
    В моём детстве далёком жили.
    Но любовью, заботами их
    Разве мы тогда дорожили?

    А теперь я тоскую по ним
    И корю себя запоздало,
    Что при жизни внимания им
    Недостаточно уделяла"...

    Спасибо, Светик, за твой такой искренний рассказ..Мы все виноваты перед своими близкими за то, что так мало их тогда любили. А уж говорить об этом и вовсе не умели.

    ReplyDelete
  2. Светлана Леора и Майя! Спасибо вам за тёплые слова о своих близких. Пусть наши родные всегда живут в наших сердцах.

    ReplyDelete
  3. Наталья Дегтярь, г. Хайфа.December 25, 2013 at 4:48 AM

    Светочка, спасибо Вам за Любовь и Память к Вашим родным и дорогим людям. Вы очень добрый и мудрый человек...

    ReplyDelete
  4. Борис Шелков. г.Псков.December 29, 2013 at 2:52 PM

    Спасибо, Светлана, за «Воспоминания».
    Читал с огромным интересом о твоих
    родителях и окружающих тебя людях.
    Написано очень тепло и сердечно, только мало.
    Хотелось читать еще и еще. Очень хороший слог.
    Восхищаюсь, Светлана, твоей активной и объёмной
    деятельностью. Сколько много интересных мероприятий
    ты проводишь! ...

    ReplyDelete
  5. Борис Шелков, г.Псков.December 29, 2013 at 3:00 PM

    Вам всем здоровья, мира и спокойствия. Борис. Псков дек. 2013.

    ReplyDelete
    Replies
    1. Борис, спасибо за поздравления и пожелания. Вам и всем-всем добра и света!

      Delete
  6. Алла Гордон. социальный работник, г.ХайфаDecember 31, 2013 at 10:46 AM

    Светочка! Будьте здоровы и счастливы в Новом году!
    Не оставляйте нас в покое, делитесь с нами своей энергией,энтузиазмом, знаниями, неравнодушием, духовностью и душевностью!
    Наилучшие пожелания - ВСЕМ ПОДРУГАМ !
    Алла

    ReplyDelete
  7. спасибо Светочка за такую тёплую и душевную статью,к сожалению мы все многое недодаём нашим родителям,но всё стараемся дать нашим детям,так уж повелось.
    ВСЕХ ПОДРУГ С НОВЫМ ГОДОМ!!!

    ReplyDelete
  8. Наталия Малеева-Арбацкая, сибирячка, г.Иркутск.January 4, 2014 at 7:09 AM

    Светочка, дорогая, спасибо за поздравления, тем более, что я знаю - они идут от твоего чистого сердца. Так приятно и так важно быть уверенным в том, что где-то, пусть далеко, есть человек, с которым ты связан узами дружбы в течение практически всей сознательной жизни.
    Прекрасно помню твоих родителей. В то время и в том возрасте мы как-то не задумывались о национальной принадлежности окружающих нас людей, но уже тогда мне казалось, что твои родители совсем не похожи на моих. Я не хочу сказать, что они были лучше или хуже, но они были другие. Помню, как я была удивлена, когда Лорочка однажды мне сказала, что почти всю свою не такую уж большую зарплату они откладывают на сберкнижку: для детей, для их будущего. То есть они жили не сегодняшним днём, а, помня прошлое, думали о будущем своих детей.
    Помню, как однажды, когда я была у вас в гостях, твоя мама сказала мне: "Я так беспокоюсь о Свете, её семейном благополучии. Я готова всё отдать, что у меня есть, лишь бы только она была счастлива".
    Помню вашего папу, как заботливо и трогательно он ухаживал за маленьким Эдиком. Представь, вот такая забавная картина: твой папа и маленький Эдик одеты совершенно одинаково: оба в белых майках и черных трусах, и папа кормит Эдика ухой из рыбы сорожки, которую специально купил для него на рынке. Оба при этом счастливы до невозможности.
    Действительно, в то непросто время ваши родители сделали для вас с Лорой всё, что могли. Хорошо, что ты это понимаешь и свято чтишь их память. Наташа.

    ReplyDelete