Thursday, April 3, 2014

"Виртуальный Песах-2014". Задание 2. "Есть или не есть, пить или не пить?""

Во Втором Задание мы поговорим о том, что в ходе Седера не едят и чего не пьют.

Вкушаем ли мы в ходе Седера яства, которые на кеаре?


Кроме ритуальных кушаний, придающих глубокий символический смысл праздничному застолью, нашей Традицией предписаны нам и напитки. Указано и количество бокалов, которые должны быть налиты. Вот это я хотела бы с вами обсудить подробнее.

Канонический Седер Песах включает 4 обязательных бокала вина (в соответствии с обещаниями Всевышнего, «Выведу.., спасу.., избавлю и возьму..» (Шмот 6:6,7), которые наливаются и выпиваются в определенное время застольного ритуала. Кроме бокалов для участников Седера, наливают и бокал для пророка Элияху (кос шель Элияху А-Нави), которому гостеприимно распахивают дверь.

У нашего Международного Женского Седера есть свои отличительные особенности, важнейшие среди них - апельсин и бокал Мирьям (кос шель Мирям А-Невия).

Первый из них наполняется вином и… ответьте: что символизирует кос Элияху и надо ли выпивать его?

Кос Мирьям – один из ключевых моментов Международного Женского Седера, привносящий в него тему женских заслуг в истории Исхода. В честь заслуг сестры Моше-рабейну и Аарона, был дарован «колодец Мирьям» (не рукотворный, а природный источник, родник), появлявшийся в различных местах. Именно поэтому мы начинаем наш ритуал, отливая по капле воды из своих бокалов в кос Мирьям. Напишите, какие женские заслуги и достоинства героинь Танаха или наших современниц, позволяют не иссякать источнику позитивных перемен? Какие «капли» своих личных достижений (за последний год) вы нальете в этот бокал?

Валентина Томилина, ведущая
рубрики "Учебная программа"

1 comment:

  1. Валентина, спасибо за вопрос, который вывел мою мысль, в связи с последними событиями, на интересное сравнение! Чем спешу поделиться со всеми подписчиками блога МааЯны по принципу, указанному нам в Пиркей Авот: "делай, пока ДЕНЬ, ибо наступит НОЧЬ, когда не сможешь делать".
    Итак: "... что не едят и чего не пьют..."? Самый поверхностный ответ: евреи не едят и не пьют за седерным столом то, что некашерно для Песах.
    Но это даже не "пшат" (прямой смысл Торы), это для израильского детского садика, средняя группа.
    Давайте копнем глубже. Для начала разговора нам понадобится цитата из ханукальной вставки молитвы Амида: "Благодарим мы Тебя ... за ... (то, что) отдал сильных в руки слабых, и многочисленных в руки немногих, и нечистых в руки чистых, и злодеев в руки праведников ..." Фраза многозначная, не правда ли? Что ею хотели сказать мудрецы, составители сидура? Седьмой Любавичский Ребе в своей Сихе дает нам интереснейшие пояснения. Постараюсь воспроизвести по памяти урок 6-7-милетней давности.
    Спрашивается: за что мы благодарим Всевышнего? За то, что отдал сильных в руки слабых - ДА, это чудо! Многочисленных в руки малочисленных - конечно чудо! Это же ясно даже ребенку. А что за странность благодарить за то, что отдал нечистых в руки чистых и злодеев в руки праведников?!! Разве это не самое обычное дело, что побеждает праведность и чистота?!!! И Ребе поясняет: НЕТ, это дело совершенно необычное. Наш мир - материальный мир, мир "действия" - мудрецы называют миром ЗЛА. В нашем мире у зла гораздо больше инструментов и опций для сражений, чем у добра. Добру ведь подличать стыдно и непристало - оно же ДОБРО! А злу все к лицу, любые средства годятся, по горам трупов пройдет зло лишь бы достичь своих низменных целей: власть, почет, богатство - набор невелик и неизменен в веках...
    Спрашивается в задаче: так может быть ДОБРО просто глупое и нечего ему рыпаться в этом мире? Пусть себе сидит в Небесах...
    Так в том-то и задача Человека - выбрать добро и руководствоваться им в жизни, пренебрегая властью, почетом, богатством. Ведь зло даже в нашем мире очень кратковременно (в сравнении с вечностью, конечно), а уж в сферах духовного порядка ему и вовсе места нет! Там царствует ДОБРО, в вечной жизни-то.
    Именно об этом говорит Тора: "... избери же ЖИЗНЬ!" Ибо зло - смерть.
    Да, "змеюшки" всех мастей могут восторжествовать ненадолго, затоптать добро в грязь, оболгав, подстроив махинации, подготовив себе достойную свиту и общественное мнение... Но даже такие великие политики и комбинаторы, которых узнал 20-ый век, не продержались более трети человеческой жизни... А что уж говорить о мелких сошках, пытающихся возвыситься, устранив слишком сильных конкурентов? Они даже не пыль истории.
    Но вернемся к Валиному вопросу: так что же не едят и не пьют евреи в ночь Песаха? В ночь исхода из Египетского рабства к свободе евреи сбрасывают власть зла: желание в толпе быть как все; стремление угодить властьимущим ради ежесекундной выгоды; вспоминают свое предназначение - нести Свет народам, свет добра, порядочности, справедливости, даже в ущерб своей сиюминутной выгоде.
    Всем читателям этого блога желаю не есть и не пить от зла!
    ХАГ ПЕСАХ САМЕАХ!

    ReplyDelete