Saturday, May 11, 2013

Заповеди Торы: права или обязанности?

 На заре моего восхождения (читай – алии) судьба подарила мне знакомство с близнецами-сабрами 5-6 лет отроду. Родным языком для них, конечно же, был иврит. А вот "великий и могучий" проник в их жизнь в качестве иностранного,  для общения с бабушкой, так и не освоившей  а-лошн-койдеш.  Безуспешно пытаясь утащить все подаренное мной богатство, они синхронно (что часто бывает с близнецами) и  требовательно завопили: "Я должен мешок!".  Моих скромных лингвистических познаний все же хватило, чтобы опознать в этой странноватом заявлении кальку с ивритского "ани царих"

       С момента дарования Скрижалей Завета еврейство отчаянно балансирует между заоблачной вершиной "я должен сделать" и бездонной пропастью "мне обязаны предоставить". Причем и взыскующие, и долженствующие проявляют изрядную горячность.
       К счастью, довелось мне встречать людей, для коих дух Торы - дух обязательства. Еврей обязан выполнять повеления и не нарушать запретов. Именно благодаря им иудаизм представился мне принципиальной готовностью выполнять свои обязанности.
И ошеломляющая готовность, заключенная в обещании "наасе вэнишма" (сделаем и выслушаем), не перестает, по сей день, восхищать. Правда, доводилось мне встречать в немалом количестве и тех, кто обещание это считал поспешным, а порядок глаголов – ошибочным. Ибо большинство здравомыслящих людей настаивает на логике обратного порядка: сначала выслушаем, а сделаем после. Мало ли какие требования будут!
        Но если человек ТОЛЬКО САМ определяет свои обязанности, то очень трудно избежать соблазна, в угоду себе любимому, менять их каждую минуту. И уж тем более, невозможно определить, выполняет он их или нет.  Выглядит пугающе: эдакая вседозволенность с душком беспринципности.
       Даровав на Синае Скрижали Завета, Б-г явил евреям свое сущностное качество – давать. Не худо бы и нам всем "по образу и подобию"… Пока же (в  силу Его безграничного Милосердия и нашего духовного несовершенства) мы, как в старом анекдоте,  находимся в договорных отношениях на покраску парохода: Одесское пароходство с одной стороны, гр. Рабинович – с другой…  
       Получение подразумевает некий дефицит, ущербность, нужду, которую может восполнить дающий. Об этом знаю не понаслышке: проработала в еврейском благотворительном фонде не один год. Берущий неизбежно отдаляется от совершенства, поэтому в еврейской Традиции удочка лучше, чем рыба. А мы – что греха таить! - усвоив увещевания диетологов о пользе рыбы, дармовщинкой не только не гнушаемся, а приемлем ее,  родимую,  с восторгом. Удилище же почитаем подарком бесполезным: когда еще на рыбалку выберемся, да и ловить не обучены!..
       Исполнение Заповедей предлагает нам ошеломляющую карьеру: из берущего стать дающим. И если давать качество Б-жественное, то брать, наверняка, человеческое. На "доисторической Родине" остались у меня душевные друзья  - православный батюшка с чадами и домочадцами. Так вот о поступках благородных, возвышенных он говаривал: "Поступил по-Б-жески!". Если же в людях брало верх слабодушие и стяжательство – без осуждения отмечал: "Поступил по-человечески". Комментарии, как говорится, излишни…
        В повседневной жизни категории "брать" и "давать" есть проявление прав и обязанностей. Ибо мое "мне надо!" обязательно обернется чьим-то "я должен!" Как в зеркале:  где у тебя право, у отражения – лево. Полное совпадение, которое же и полная противоположность.
      Право работника на зарплату – обязанность работодателя ее платить; твое право на собственность – моя обязанность на нее не посягать.
     Не могу удержаться от соблазна вспомнить мудрую притчу.
     Молодой человек, желающий принять иудаизм, знакомился с жизнью еврейской общины.  Однажды он спросил у своего раввина-наставника: "Если заповеди "не убий", "не укради", "не возжелай" предписаны всем евреям, почему не все их выполняют? Отчего одни благоденствуют, а другие нищенствуют?". На что мудрый раввин ему ответил: "Не сомневайся, все евреи скрупулезно выполняют предписанные заповеди. Просто, когда Моше рабейну в досаде разбил скрижали на кусочки, одни взяли себе осколки побольше: "лжесвидетельствуй", "богохульствуй", "прелюбодействуй", а другие взяли осколки поменьше – "не", "не", "не".
     Мудрецы учат нас, что соблюдение Заповедей приближает к Б-гу. Шестилетние мои друзья-близнецы объяснили мне неотделимость "мне надо" от "я обязан". И после Синайского Откровения каждый ДОЛЖЕН выбрать, каждому НАДО решить, что его  заботит больше: права или обязанности.

Valentina Tomilina,
автор общественного блога "Проект Кешер. Израиль".
 
***************
Хотите предложить тему для обсуждения? Пишите свои предложения : Наши Адреса

**************************
Прочитали статью - нажмите на кнопочки под ней, расскажите о нас в социальных сетях:Твиттер, Фейсбук и "Гугль+". Спасибо. 

No comments:

Post a Comment